Все о европротоколе

Содержание

Европротокол: применять или не рисковать?

Все о европротоколе

Когда случается ДТП, важно не пропустить ни одного шага по оформлению происшествия. Рассказываем по порядку.

Итак, после ДТП одно из первых решений, которое нужно принять, — как его оформлять: с привлечением сотрудников ГИБДД или без них (в упрощенной форме), ехать ли в отделение или сразу в страховую.

Часто, впрочем, это решение принимают за водителей — «гаишники» все чаще отказываются выезжать на аварии без человеческих жертв (если нет ущерба здоровью и жизни людей).

Если кто-то пострадал, сотрудник ГИБДД выехать обязан, а европротокол оформить невозможно.

Имеют ли правоохранители право игнорировать ДТП без жертв? В теории — нет: если попавший в аварию настаивает на приезде сотрудника ГИБДД, тот должен выехать на место происшествия.

На практике, однако, они даже на серьезные ДТП выезжают через 5—6 часов — однажды мы из окна офиса наблюдали много часов столкнувшиеся на перекрестке автомобили, один из них был буквально всмятку.

ГИБДД появилась после обеда, хотя все случилось до начала рабочего дня.

По статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), в ноябре 2018 года доля происшествий, оформляемых в упрощенной форме, превысила 50%, хотя в январе 2017 года составляла всего 32%. И вряд ли это все добровольные решения попавших в аварию, так как с европротоколом можно «попасть».

Что нужно знать, принимая решение, дожидаться ГИБДД или оформлять европротокол?

Главное, что нужно выяснить, — есть ли у обоих участников действующий полис ОСАГО. Сделать это можно, либо введя данные полиса на сайте РСА, либо через мобильное приложение «ДТП. Европротокол», разработанное РСА именно для этих целей. Наличие полисов «автогражданки» у всех участников столкновения является вторым непременным условием применения европротокола при отсутствии жертв.

Третий важный момент — сумма ущерба автомобилю пострадавшего. В определении суммы ущерба и кроется главная опасность: нужно «вписаться» в отведенный упрощенной формой лимит. Далеко не всегда можно на глаз оценить стоимость ремонта, к тому же могут быть скрытые повреждения, которые выявятся только на СТО.

Так что при наличии сомнений лучше все-таки вызвать работников ГИБДД и подождать их, пусть даже полдня. А вот автомобиль с дороги лучше убрать, чтобы не получить штраф за загромождение проезжей части.

Только не забудьте предварительно зафиксировать все произошедшее, в том числе с помощью камер смартфонов и в извещении, где нужно обязательно зарисовать положение машин на дороге.

Нервопротокол

Будучи водителем с двадцатилетним стажем, я, к своему стыду, лишь недавно выучила, что делать, если попала в аварию. Вызывать ли ГАИ? Ждать ли инспектора? Звонить ли в страховую, если ты не виновата? Но положение обязывает — пришлось идти учиться.

Если вы понимаете, что удар был не сильным, например слегка помято крыло или поцарапан бампер, то смело оформляйте «упрощенку». А если повреждения явно серьезные, то лучше не рисковать. Точнее оценить стоимость ремонта (страховую сумму) можно на сайтах станций техобслуживания или позвонив знакомому автослесарю.

Стоит иметь в виду, что с 1 июня 2018 года вступили в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, расширяющие лимит стоимости ущерба с 50 тыс. до 100 тыс. рублей по всей стране. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях проводится эксперимент с «безлимитным европротоколом» (в рамках 400 тыс.

рублей, отведенных по закону об ОСАГО на возмещение по «железу»). Однако стоит иметь в виду, что непременным условием «безлимитности» в этих четырех регионах является фотофиксация обстоятельств без возможности внесения в данные изменений (есть соответствующие требования Банка России).

Обстоятельства ДТП в теории могут быть зафиксированы либо с помощью устройств контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые пока не функционируют, либо с помощью мобильного приложения РСА «ДТП. Европротокол», которое Банк России в прошлом году разрешил применять.

Приложение поможет проверить полисы участников, а также даст рекомендации, какие фото необходимо сделать для фиксации обстоятельств ДТП. Эксперты советуют обязательно делать фотографии таким образом, чтобы была привязка к местности — номер дома с названием улицы или неперемещаемые объекты.

Приложение лучше скачать заранее. Делать это после аварии, находясь в состоянии шока, гораздо сложнее. К тому же сигнал Интернета может быть слабым или вовсе отсутствовать в нужное время в нужном месте. Заблаговременно стоит запастись и бланками извещений о ДТП, которое стороны обязаны заполнить и отправить в страховую компанию в любом случае.

Эти бланки выдаются страховщиком вместе с полисом, также их можно скачать на сайте любой страховой компании. Однако с июня прошлого года бланки несколько изменились: в них появилось место для записи разногласий об обстоятельствах ДТП, если таковые имеются у участников.

Теперь европротокол можно оформить и при наличии разногласий, но нужно иметь под рукой правильные бланки.

В будущем планируется отказаться от бумажных бланков — в 2019 году ожидается выход постановления правительства РФ, которое даст старт эксперименту по использованию электронного извещения в ряде регионов России.

Процедура проверки и заполнения извещения станет более простой и надежной: идентификация участников ДТП — пользователей мобильного приложения будет проводиться на основании регистрационных записей водителей на Едином портале государственных услуг. Итоги этого эксперимента будут анализироваться только в 2020 году, сообщал РСА.

Полностью переход на электронные извещения произойдет еще позже, так что пока запасаемся правильными бумажными бланками.

С сентября 2019 года появится еще один способ фиксации — запланирован запуск второго «легитимного» мобильного приложения «Помощник ОСАГО», которое разработано Банком России, сейчас происходит его передача Российскому союзу автостраховщиков. Об этом заявил недавно IT-директор РСА Алексей Самошин.

В течение какого-то времени приложения будут работать параллельно, однако впоследствии РСА планирует сформировать единое мобильное приложение для оформления электронного извещения по европротоколу, на которое будут ориентироваться участники страхового рынка.

Существующие приложения страховщиков, помогающие оформить европротокол, скорее всего, будут интегрированы с приложением РСА.

В 2019 году должны наконец заработать и устройства контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые будут еще более надежны, чем приложение.

Использование таких устройств открывает большие перспективы, поскольку они позволяют не только надежно фиксировать и передавать в РСА и в компанию данные о ДТП.

«ЭРА-ГЛОНАСС» также фиксирует телематические данные, которые позволят страховщикам оценить стиль вождения водителя и дать ему справедливый индивидуальный тариф по ОСАГО и по автокаско.

«​Жертв нет? Разбирайтесь сами!»

С 1 июня вступают в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, облегчающие жизнь сотрудникам дорожной инспекции — они смогут еще чаще отказываться от выезда на место происшествия.

Итак, что необходимо сделать при ДТП:

1. Убедиться, что все живы и здоровы.

2. Проверить полисы ОСАГО участников ДТП.

3. Сфотографировать (лучше через приложение РСА) автомобили и место происшествия с разных сторон. Если есть приложение, то надо, следуя инструкциям, заполнить формы и отправить их в РСА. Он передаст данные в компанию.

4. Заполнить бумажные извещения, зарисовав картинку на дороге, внеся данные обоих водителей и обеих машин. Описать разногласия относительно произошедшего, если они есть. На каждом из двух бланков (обычно они самокопирующиеся) должны стоять обе подписи участников ДТП.

5. Сообщить страховщику о случившемся.

6. Оценить приблизительно сумму ущерба. Если она меньше 100 тыс. рублей (400 тыс.

рублей для четырех экспериментальных регионов при наличии устройств «ГЛОНАСС» или приложения РСА), можно не вызывать ГИБДД и спокойно разъезжаться. Если есть опасения, что сумма больше, — ждать ГИБДД, настаивая на их приезде.

Самая распространенная ошибка — поехать в отделение в надежде, что они выдадут протокол о ДТП там, без выезда на место. Не выдадут. Не имеют права.

7. Если остановились на европротоколе, то спокойно разъезжаетесь, подписав бумаги. Важно в установленный срок — в течение 15 рабочих дней — отнести извещение в страховую компанию. Даже в том случае, если вы все отправили через приложение РСА.

8. Если европрокотол по каким-либо параметрам может не подойти, ждете ГИБДД — до победного, не стесняясь названивать и напоминать о себе.

Источник: https://www.banki.ru/news/columnists/?id=10881712

Что такое Европротокол и как его правильно заполнять?

Все о европротоколе

Обязательное страхование автогражданской ответственности было введено в России в 2003 году.

Его основная задача – обеспечить финансовую защиту потерпевших в ДТП и ускорить выплату им материальной компенсации, необходимой для лечения и ремонта поврежденного имущества.

С 2009 года для оформления незначительных аварий начала применяться процедура Европротокола, которая позволяет оформить все необходимые документы без участия сотрудников ГИБДД (ГАИ). Рассмотрим, что это значит и как оформляется.

Что это такое, каким образом отличается от извещения об аварии?

Европротоколом называется процедура оформления аварии без участия уполномоченных сотрудников государственных органов. Использование данной процедуры согласно ст. 11.

1 ФЗ-40 позволяет сэкономить время для водителей при заполнении всех необходимых бумаг, быстрее освободить проезжую часть и не мешать другим участникам движения, а также снизить нагрузку на сотрудников ГИБДД.

Перед введением процедуры Европротокола был изучен положительный опыт европейских стран: Франции, Бельгии и Германии, отсюда проистекает название. Страховщики в свою очередь обязаны производить выплаты по ОСАГО без справки от дорожной полиции, принимая ту документацию, которую оформили сами водители.

Справка! В России для оформления аварии по упрощенной схеме используется стандартный бланк извещения о ДТП.

Таким образом, извещение – это бланк, который должен быть заполнен и передан в страховую компанию, а Европротокол – это процедура упрощенного оформления, которая включает в себя не только заполнение извещения, но и ряд других действий.

Подробнее об извещении о ДТП при оформлении Европротокола без сотрудников ГИБДД узнайте в этом материале.

Преимущества и недостатки

К числу преимуществ оформления по упрощенной схеме можно отнести:

  1. Относительная быстрота. Водителям нет необходимости ждать приезда сотрудников ГИБДД или самим ехать в отделение и стоять в очередях. Все документы оформляются на месте и с ними сразу можно ехать в страховую компанию.
  2. Если авария произошла в результате нарушения ПДД виновником, это не будет зафиксировано и не придется оплачивать штраф.
  3. Потерпевший обращается за получением выплаты в свою страховую компанию. Это обеспечивает лояльное отношение со стороны страховщика, ведь в данной ситуации они работают со своим же клиентом, которого невыгодно потерять из-за проволочек или непрофессионального отношения сотрудников.
  4. Позволяет разгрузить сотрудников ГИБДД. Они выезжают только на серьезные происшествия с большим количеством поврежденных автомобилей или с наличием пострадавших, и могут прибыть на место быстрее.

Однако есть у Европротокола немалое количество недостатков или подводных камней:

  • Оформление «по упрощенке» возможно лишь в том случае, когда водители единогласны во мнении кто является потерпевшим, а кто – виновником ДТП. В противном случае к заполнению документов придется привлекать сотрудников дорожной полиции.
  • Применяется только для тех аварий, где участвовало не более двух автомобилей.
  • Сложность в оценке причиненного ущерба. Автолюбителям сложно на месте оценить, уложится ли ремонт транспортного средства в эту сумму, особенно когда речь идет о дорогих авто.
  • Отсутствие у большинства водителей знаний о необходимых документах для получения выплаты, а также опыта в заполнении извещения о ДТП. Это приводит к большому количеству ошибок, необходимости участникам ДТП встречаться еще раз, а также к возможным отказам в выплате со стороны страховой компании.
  • Ограничения во времени. Оба участника аварии обязаны обратиться в свои страховые компании в срок до 5 рабочих дней согласно п. 10 ст. 12 ФЗ-40. Больше нюансов о сроке подачи Европротокола в страховую компанию, а также что будет, если участниками аварии пропущено время действия бумаги, узнайте в этой статье.

Условия применения при дорожно-транспортном происшествии

Для того чтобы можно было использовать Европротокол, должны быть выполнены следующие важные условия:

  1. В ДТП нет погибших или пострадавших, вред причинен только имуществу.
  2. Никто из водителей-участников аварии не находился под действием алкоголя, наркотических или психотропных веществ.
  3. Оба транспортных средства застрахованы по ОСАГО.
  4. В результате аварии имело место столкновение между двумя авто.
  5. Участники аварии имеют схожее мнение по поводу происшествия, а также в отношении всех его аспектов (кто виноват, характер повреждений).

Подробнее о том, в каких случаях оформляют Европротокол участники аварии, можно узнать в этом материале.

Максимальная сумма выплаты

Максимальная сумма возмещения ущерба при упрощенном оформлении ДТП – 100 тыс. руб, согласно поправкам с 1 июня 2018 года к закону об ОСАГО. Больше нюансов о выплате по Европротоколу при ДТП, о размерах суммы и лимитах СК на возмещение ущерба на территориях городов федерального значения можно узнать тут.

Стоит ли оформлять при наличии КАСКО?

Если участник дорожно-транспортного происшествия был признан виновным, но он имеет страховой полис КАСКО, то страховщик компенсирует ему затраты на ремонт. Однако для этого необходимо документальное подтверждение от компетентных органов. Ни одна страховая компания не обязана делать выплаты водителям, если документы по КАСКО были оформлены без участия инспекторов.

Внимание! С 1 октября 2018 года применение системы Европротокола по КАСКО должно выполняться на обязательной основе. Оформленный Европротокол станет достаточным основанием для получения выплаты от страховщика.

Подробнее о всех нюансах процедуры оформления Европротокола по КАСКО узнайте тут.

Алгоритм действий

При аварии после всех необходимых действий, прописанных в ПДД, нужно убедиться, возможно ли применение Европротокола. Если с другим водителем достигнуто взаимопонимание по вопросу, кто является виновником случившегося, то можно приступать к заполнению документов. При оформлении аварии «по упрощенке» оно состоит всего из 3 шагов:

  1. Сделать подробные фотографии аварии. Должно быть видно расположение транспортных средств на местности и по отношению друг к другу, следы торможения и обломки деталей, регистрационные знаки автомобилей. Крупным планом рекомендуется сфотографировать поврежденные детали авто.
  2. После этого нужно как можно быстрее освободить проезжую часть.
  3. Заполнить бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии. Оно оформляется в двух экземплярах, один остается у виновника аварии, второй у потерпевшего.

Подробнее об оформлении ДТП по Европротоколу , порядке действий и других нюансах узнайте в этой статье.

Где взять данную бумагу?

Обычно бланк выдают в офисе страховой компании при покупке полиса. Если документ был утерян или оформлялся электронный полис ОСАГО, его можно самостоятельно скачать и распечатать. Другой вариант – пойти в офис своего страховщика и взять новый бланк там.

  • Скачать бланк извещения о ДТП
  • Скачать образец извещения о ДТП

ВАЖНО! Заполнение извещения о ДТП также разрешено в электронном виде, эта возможность была введена 18.10.2019 г Указанием Банка России N 5283-У, которое внесло изменение в правила ОСАГО.

Как ее заполнять при аварии?

Перед тем как заполнить бланк извещения, нужно убедиться, что в нём присутствуют две стороны – оборотная и лицевая.

В самокопирующихся бланках, которые обычно выдают страховщики, лицевая сторона заполняется один раз, затем бланк разъединяется и заполняется оборотная сторона.

Если бланки распечатаны самсмтоятельно, нужно оформлять извещение в двух экземплярах. При заполнении необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • Рекомендуется пользоваться шариковой ручкой. Использование карандаша недопустимо.
  • Все пункты должны быть заполнены, пропускать какие-либо из них нельзя.
  • Необходимо указать повреждения, полученные обоими транспортными средствами, отобразить на схеме место удара стрелкой.
  • При составлении схемы ДТП нужно указать название улицы, на которой произошла авария, направление движения автомобилей и их положение в момент столкновения.
  • На каждом из экземпляров должен быть оригинал подписи виновника и потерпевшего.
  • Если после разъединения вносились какие-либо дополнения, они должны заверяться подписями обоих водителей.
  • На оборотной стороне нужно кратко описать обстоятельства аварии, обязательно указывая регистрационные номера транспортных средств. Виновник должен написать «свою вину признаю», а потерпевший – «моей вины нет».

Подробнее о том. где взять бланк Европротокола, как его заполнить, а также другие практические рекомендации для водителей можно узнать здесь.

Как составить при происшествии на парковке?

Столкновения автомобилей на парковке – нередкое явление. В этом случае процедура оформления Европротокола не изменяется. Необходимо сделать подробные фотографии:

  1. Места аварии, при заполнении схемы ДТП нужно указать место, где произошло столкновение.

    При этом:

    • выделяется отдельная часть парковки, не требуется рисовать полную территорию;
    • отмечаются разметка и знаки;
    • рисуются малые объекты, например, столб или мусорный бак, которые были рядом с местом аварии.
  2. Направления движения автомобилей, и их расположение в момент столкновения указываются также как в случае с ДТП на дороге.

Больше нюансов о том, как составить Европротокол при ДТП на парковке, узнайте в отдельной статье.

Как быть, если документ оформлен неправильно?

Если ошибка обнаружена в течение 5 дней с момента аварии, нужно связаться с другим участником и заполнить бланки повторно. Исправления и помарки не допускаются. В случае если виновник аварии не идет на контакт, а страховая компания признала извещение недействительным, есть два варианта действий:

  1. Если не истек срок подачи документов для получения выплаты (законом определен в 15 дней), обратиться в ГИБДД для оформления справки. Нужно будет предоставить испорченное извещение о ДТП и все фотографии.
  2. Когда срок истек, единственное решение – суд. Здесь также пригодится испорченное извещение и фотографии, иногда требуются свидетели.

Подробнее о том, что делать, если бланк при составлении Европротокола испорчен, можно узнать здесь.

Что делать после составления?

После того, как фотографии сделаны, документы заполнены, а участники аварии обменялись контактными телефонами, каждый из них должен обратиться в свою страховую компанию.

Срок обращения не превышает 5 рабочих дней с момента происшествия, это требование определено ст. 14.1 № 40-ФЗ.

Больше информации о том, что делать после составления Европротокола по ОСАГО при ДТП, узнайте в отдельной статье.

Пострадавшему

В течение 5 дней с момента совершения ДТП пострадавший должен обратиться к своему страховщику и предоставить оформленный бланк извещения, фотографии с места аварии на электронном носителе и заявление на получение компенсации. Его можно заполнить в свободной форме, но чаще всего в страховой компании предоставляют свой бланк.

Важно! Поврежденное транспортное средство ремонтировать нельзя, страховщик может затребовать его для проведения осмотра в течение 15 дней.

Виновнику

Тому водителю, по чьей вине произошла авария, необходимо также в течение 5 рабочих дней обратиться к своему страховщику и предоставить бланк извещения о ДТП. Если он не выполнит это требование, то страховая компания вправе возложить на него обязанности по возмещению вреда потерпевшему.

Виновник также не имеет права производить ремонт своего авто в течение 15 дней, и по требованию страховщика обязан предоставить его для осмотра и экспертизы в срок не более 5 дней. Подробнее о том, что должен делать виновник после составления Европротокола, узнайте тут.

Когда возможен регресс?

Регрессом называется ситуация, когда страховая компания виновника аварии перекладывает на него обязанности по возмещению причиненного вреда потерпевшему (ст. 14 № 40-ФЗ).

Основные причины регресса:

  • виновник не предоставил извещение о ДТП в срок 5 рабочих дней;
  • будет доказано, что авария совершена умышленно;
  • если в момент происшествия виновник находился за рулем в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;
  • водитель не имел права находиться за рулем транспортного средства, или не был вписан в полис ОСАГО;
  • если на момент совершения ДТП кончился срок действия полиса ОСАГО, либо истек указанный период пользования транспортным средством;
  • виновник отремонтировал свой автомобиль менее чем через 15 дней с момента аварии, или не предоставил его для осмотра страховщику.

Больше нюансов о том, что такое регресс и как нужно действовать, если страховая требует возместить ущерб по Европротоколу ОСАГО, узнайте в отдельной статье.

Документы для страховщика при этой процедуре

  • Заявление о выплате.
  • Паспорт или удостоверение личности страхователя.
  • Водительское удостоверение гражданина, управлявшего автомобилем в момент наступления страховой ситуации.
  • ПТС или свидетельство о регистрации.
  • Полис ОСАГО.
  • Фотографии с места происшествия на электронном носителе.
  • Извещение о ДТП.
  • Банковские реквизиты для перечисления денежных средств.

Подробнее о документах для страховой по ОСАГО после ДТП по Европротоколу узнайте тут.

Хотя процедура Европротокола для России не нова, многие водители до сих пор относятся к ней негативно, и не без причины. Большинство автомобилистов боятся, что из-за неправильного оформления ДТП страховая компания откажет в выплате.

Заполнение документов по Европротоколу несет в себе потенциальный риск прежде всего для виновника: при несоблюдении сроков предоставления документов страховщику или при неправильной оценки повреждений заплатить за ремонт чужого автомобиля придется из своего кармана.

Самое важное, что нужно помнить: Европротокол допустим при повреждении авто на сумму не более 100 тыс. руб., и документы обоим участникам ДТП нужно предоставить в страховую компанию в течение 5 рабочих дней.

В случае если есть разногласия в оценке обстоятельств происшествия или сомнения в размере ущерба, лучше обратиться к сотрудникам ГИБДД.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://pravovoi.center/avtoyurist/dtp/oformlenie/evroprotokol

Правила оформления ДТП по европротоколу

Все о европротоколе

Европротокол – это документ, позволяющий оформить некоторые дорожно-транспортные происшествия в упрощенном порядке без вызова сотрудников ГИБДД. Официальное название европротокола – «Извещение о ДТП». Он был введен в обращение на территории России в июле 2015 года с целью разгрузить и без того загруженные дороги.

По статистике, значительная часть дорожно-транспортных происшествий обходится без тяжелых последствий, и большинство аварий оформляются лишь для того, чтобы получить компенсацию по страховке (ОСАГО или КАСКО).

Но, несмотря на очевидные плюсы европротокола, многие автолюбители опасаются его заполнять самостоятельно и предпочитают дожидаться инспектора ГИБДД. Виною тому существование определенных условий, ведь не всякое ДТП можно оформить в упрощенном порядке.

В каких случаях возможно оформление европротокола при дтп?

Если рассматривать практическую сторону вопроса, то желание водителей побыстрее закончить с формальностями и разъехаться по своим делам возникает в двух случаях:

  1. Когда повреждения минимальны и для получения страховки не требуется других справок.
  2. Ущерб незначителен (потертость или царапина) и участники ДТП не планируют обращаться в страховую компанию. Оформление европротокола в этом случае подтверждает, что у сторон нет претензий друг к другу.

С юридической же точки зрения положение дел обстоит несколько иначе. Согласно статье 1.11 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 существует ряд обязательных условий для оформления ДТП по европротоколу:

  • Отсутствие пострадавших, в том числе пешеходов и пассажиров.
  • Участие в ДТП не более двух транспортных средств, включая автомобили с прицепами.

Вопреки распространенной в сети информации, машина с прицепом в этом случае считается как одно транспортное средство.

  • Наличие у обоих водителей действующих полисов ОСАГО или “Зеленой карты” для иностранных авто.
  • Перечень повреждений, степень вины и другие обстоятельства аварии не вызывают разногласий.

Кроме этого, предполагаемые повреждения должны укладываться в ограничения по сумме страхового возмещения. Величина выплат устанавливается тем же законом:

  1. При оформлении ДТП без участия ГИБДД сумма возмещения не превышает 50 тыс. рублей.
  2. Если авария произошла на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) и их областей, то максимальная величина выплат по страховке приравнивается к установленному пределу по ОСАГО, то есть 400 тыс. рублей.

Действия при ДТП до оформления европротокола

При попадании в дорожно-транспортное происшествие необходимо остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Перед оформлением европротокола следует придерживаться следующего порядка действий:

  • Прежде всего, необходимо убедиться, что при столкновении никто не пострадал, а в ДТП участвовало только две машины.
  • Затем выяснить намерения противоположной стороны относительно оформления происшествия и предложить составить европротокол.
  • В случае положительного ответа необходимо проверить, не закончился ли срок действия полисов ОСАГО обоих участников аварии.
  • После этого желательно подкрепить будущий европротокол фото- или видеоматериалами.

Рекомендуется сделать съемку общей панорамы (с привязкой к дорожным знакам или другим стационарным элементам), каждого автомобиля крупным планом (с номерами), места повреждений ТС, а также снять следы торможения и обломки деталей.

Хорошо если найдутся свидетели происшествия. Зафиксируйте их координаты и попросите дать письменные показания.

Как оформить европротокол при ДТП без вызова ГИБДД?

Убедившись в том, что ситуация не требует участия уполномоченных лиц, можно приступать к заполнению европротокола, выданного страховщиком при заключении договора ОСАГО.

Бланк состоит из двух листов, соединенных между собой. Во время заполнения лицевой стороны все внесенные данные копируются на второй экземпляр, после чего бланк разъединяется и оформляется обратная сторона документа.

Смотрите образец заполнения европротокола.

Заполнение лицевой стороны европротокола

Разберем весь процесс заполнения Извещения по пунктам.

1. Место ДТП. Указывается наименование населенного пункта, улица и дом. Если авария случилась в загородной зоне, внесите название трассы и километр.

2. Дата ДТП. Здесь прописывается число и точное время столкновения. Перед заполнением согласуйте показания с другими участниками.

3. Количество поврежденных ТС. В поле третьего пункта вносится цифра 2, так как европротокол не предполагает участие большего числа транспортных средств.

4. Количество раненных и погибших. Здесь ставим прочерки. Любые телесные повреждения требуют присутствия ГИБДД.

5. Медицинское освидетельствование. В пятом пункте всегда отмечается “нет”.

6. Ущерб, нанесенный другим ТС. Аналогично предыдущей графе ставим “нет”, ведь в ДТП участвовали только 2 машины.

7. Свидетели ДТП. Здесь указываются данные очевидцев происшествия: ФИО, адрес и номер телефона.

8. Оформление сотрудниками ГИБДД. Европротокол составляется без участия уполномоченных лиц, поэтому отмечаем галочкой ответ “нет”.

9, 10, 11. Указанные пункты отражают информацию об автомобиле и его собственнике. Сюда вносятся данные из свидетельства о регистрации ТС. В п. 11 указывается ФИО водителя.

12. Страховщик. В этой строке прописывается наименование страховой компании, а чуть ниже вносятся сведения о действующем полисе ОСАГО.

13. Место первоначального удара. Отметьте стрелочкой область, куда пришелся первый удар.

14. Перечень поврежденных деталей. В этом пункте нужно перечислить список всех видимых повреждений и указать их характер (вмятина, скол, царапина и др.).

15. Замечания. Здесь прописывается виновен или нет участник столкновения.

16. Обстоятельства ДТП. В указанном поле водители отмечают события и детали, характеризующие момент происшествия. После внесения всех обстоятельств в итоговой графе укажите их суммарное значение. Следите за тем, чтобы каждый из участников заполнял именно свой столбик.

17. Схема ДТП. Этому пункту нужно уделить особое внимание. Схема должна отражать направление движения ТС, их расположение в момент столкновения и после него. Не забудьте указать наличие дорожных знаков, название улиц и номер ближайшего дома (смотрите пример на рисунке ниже).

Пример оформления схемы ДТП

18. Подписи водителей. Заполненное извещение подписывается обоими участниками дорожно-транспортного происшествия.

Заполнение обратной стороны европротокола

После разъединения бланка вторая страница европротокола заполняется самостоятельно каждым участником ДТП.

1. Транспортное средство. Здесь отмечается буква “А” или “В”, которой обозначался автомобиль во время заполнения первой страницы европротокола.

2. Обстоятельства ДТП. Этот пункт предназначен для краткого описания аварии и событий, предшествующих ей. Поясните, как произошло столкновение с указанием даты, времени, места и номеров участвующих транспортных средств.

3. ТС находилось под управлением. Тут отмечается, кто был за рулем автомобиля в момент ДТП: владелец авто или другой человек.

4. 5. В указанных полях при оформлении европротокола ставится прочерк.

6. Может ли ТС передвигаться своим ходом. Отметьте возможность самостоятельного движения автомобиля или ее отсутствие.

7. Примечание. В этот пункт вносятся сведения о наличии фото- и видеоматериалов с места ДТП.

Завершая заполнение бланка европротокола, не забудьте поставить подпись (с расшифровкой) и дату заполнения документа.

Очень желательно не допускать ошибок, поскольку исправления могут стать причиной отказа в возмещении ущерба. По любым спорным вопросам не стесняйтесь беспокоить страховую компанию, оператор горячей линии подскажет, как правильно заполнить документ.

Что делать после оформления европротокола?

Заполненный европротокол вместе с заявлением о возмещении убытка направляют в офис страховщика в течение пяти рабочих дней.

Будьте готовы к тому, что страховая компания может затребовать транспортное средство для проведения осмотра или независимой экспертизы. На выполнение этого условия также отводится не более 5 суток.

При этом участники ДТП не имеют права самостоятельно ремонтировать автомобиль в течение 15 календарных дней.

Обращаясь за страховой выплатой по европротоколу нужно понимать, что получив возмещение, пострадавшая сторона больше не сможет предъявлять другие требования по этому же ДТП. Исключением является вред здоровью, о котором потерпевший не знал на момент подачи заявления. В таком случае он имеет право обратиться к страховщику виновника дорожно-транспортного происшествия.

В любом случае, перед обращением за компенсацией в страховую компанию, во избежание обмана и затягивания выплат со стороны страховщика, мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться с опытным юристом.

***

Вместо заключения, заглянем немного вперед, в обозримое будущее, где нас ожидают некоторые изменения в части правил оформления европротокола.

Остается только надеяться, что и сумма страхового возмещения будет также приравнена к максимальному лимиту по ОСАГО.

: как оформить европротокол при ДТП

Источник: https://unit-car.com/avtopravo/243-evroprotokol-pri-dtp.html

Европротокол: стоит ли оформлять происшествие без ГИБДД?

Все о европротоколе

Автомобилисты достаточно редко оформляют ДТП без участия компетентных органов. «Европротокол» не сильно популярен ещё и потому, что страхователи не понимают, когда могут использовать данный инструмент. В каких случаях стоит оформлять происшествие без ГИБДД, а когда лучше не рисковать?

«Европротокол» возможен, если выполнены все пять условий:

  1. В столкновении участвовало только два транспортных средства.
  2. Не причинён вред жизни и/или здоровью водителей, пассажиров или пешеходов.
  3. Отсутствуют разногласия касательно полученных повреждений и обстоятельств происшествия.
  4. Оба водителя застрахованы по ОСАГО и «вписаны» в свои полисы.
  5. Полученный ущерб не превышает пятидесяти тысяч рублей. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей данный лимит увеличен до четырёхсот тысяч. Но чтобы воспользоваться этой «опцией», на момент ДТП автомобиль должен быть оборудован «глобальными навигационными спутниковыми системами» (ГЛОНАСС). Пока подобная практика не распространена.

Впрочем последний пункт не мешает упрощённому оформлению ДТП, а лишь ограничивает размер выплаты. Когда все перечисленные позиции соблюдаются, водители не обязаны сообщать о происшествии в ГИБДД.

Они имеют право совместно заполнить бланк «Извещения о ДТП», и впоследствии каждый передаёт экземпляр этого документа своему страховщику.

Важно помнить, что в случае пренебрежения виновником аварии этой обязанностью с него могут взыскать страховую выплату пострадавшему в порядке регресса.

Для упрощения процесса оформления ДТП в соответствии с «Европротоколом» рекомендуется использовать мобильное приложение Российского Союза Автостраховщиков «ДТП. Европротокол».

Если водители не хотят использовать данный инструмент, без определённых самостоятельных действий всё равно не обойтись. Да, участники ДТП могут обратиться за оформлением дорожного инцидента в полицию, но для этого необходимо:

  • зафиксировать обстоятельства ДТП на фото/видео: расположение транспортных средств и их повреждения, а так же следы и предметы, связанные с происшествием;
  • прибыть на пост дорожно-патрульной службы или в подразделение полиции.

Вариант выезда сотрудников ГИБДД на место ДТП в рассматриваемой ситуации «Правилами дорожного движения» (ПДД) не предусмотрен. Причём, даже «надуманное» разногласие касательно происшествия не даёт соответствующей гарантии. При телефонном обращении в полицию водителям может быть вполне законно указан аналогичный алгоритм действий.

К тому же заполнять «Извещение о ДТП» в соответствии с Правилами ОСАГО придётся в любом случае. С той лишь альтернативной, что делать это можно отдельно друг от друга.

Например, если один из участников инцидента не хочет совместно оформлять документ. Также происходит при разногласиях относительно обстоятельств ДТП или участии в нём более двух авто. При этом в «Извещении» должна быть указана конкретная причина.

Комплект «Извещения о ДТП» состоит из двух идентичных листов – лицевая сторона комплекта самокопирующаяся. Совместное оформление «Извещения» состоит из следующих этапов:

  1. Каждый водитель выбирает и заполняет свою колонку лицевой части (любую – слева или справа). Вносятся общие данные по дорожному происшествию и составляется схема ДТП:
    • Обозначаются улицы с названиями и прилегающие объекты.
    • Указываются знаки и светофоры, разметка.
    • Фиксируется расположение машин – «А» и «Б», в соответствии с выбранной колонкой.
    • Отмечаются направления движения автомобилей.

Далее листы разъединяются и подписываются водителями с заполненной стороны в соответствующих графах нижней части формы. Каждый ставит в сумме четыре подписи: по две на каждом из разъединённых бланков.

  1. После этого участники ДТП заполняют по отдельности каждый свою часть комплекта с оборотной стороны. Основным разделом здесь остаётся описание обстоятельств происшествия. Также отмечается:
    • Кто из водителей заполняет оборотную сторону данного листа («А» или «Б»)?
    • Кто управлял авто – собственник или иное лицо?
    • Может ли машина двигаться самостоятельно? Если нет – то где она находится.

При «Европротоколе» заведомо не актуальны позиции относительно участия в ДТП более двух транспортных средств и повреждения иного имущества. В них ставятся прочерки как и в «Примечании», если оно остаётся не заполненным. Ставится дата, подпись, имя и фамилия.

Далее в течение пяти рабочих дней каждый водитель направляет своему страховщику оформленный экземпляр бланка «Извещения». Потерпевший делает это вместе с подачей заявления о выплате.

Страховая компания, желающая произвести осмотр повреждённого транспортного средства, обязана уведомить об этом собственника в течение 15 дней. Данный период не учитывает выходные праздничные дни и исчисляется со дня ДТП.

Собственник в ответ должен предоставить автомобиль в течение 5 рабочих дней. Понятно, что до осмотра (или до истечения оговорённых 15 дней) нельзя приступать к ремонту машины. Во всяком случае, без письменного согласия страховщика.

В стрессовой ситуации после дорожного инцидента непросто заполнить бланк «Извещения» без ошибок. Тем более, если впервые с этим сталкиваешься. В числе наиболее распространённых недочётов оформления, в частности, отмечаются следующие.

  • Отсутствие отметки об общем количестве заполненных полей (клеток) в п. 16 лицевой стороны бланка (обстоятельства ДТП).
  • Незаполнение п. 16 лицевой стороны бланка.
  • Неполный перечень внешних повреждений авто.
  • Отсутствие подписей, подтверждающих согласие участников с указанной информацией (п. 18 лицевой стороны).

Помимо этого, существуют и некоторые нормативные особенности, затрудняющие использование «Европротокола». К таковым, например, можно отнести:

  1. Отсутствие чётко регламентированного указания на виновность одной из сторон. На практике страховщики часто требуют соответствующую отметку от виновника в «Замечаниях» на лицевой стороне бланка или в «Обстоятельствах ДТП» (иногда в «Примечаниях») на оборотной. Хотя формально подобные требования ничем не подкреплены. Данная ситуация влечёт возможные злоупотребления как со стороны виновника ДТП, так и со стороны страховых компаний.
  2. При «Европротоколе» потерпевший не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении имущественного вреда после получения выплаты. Законодательно не оговаривается, относится ли это только к «неучтённым» первоначально повреждениям, или позиция фактически запрещает оспаривать размер возмещения. Наличие подобного «подводного камня» закономерно настораживает автолюбителей.

Тем не менее, самостоятельное оформление ДТП связано с двумя значительными преимуществами.

  1. Экономия времени. Как правило, заполнить «Извещение» получается гораздо быстрее, чем оформить происшествие в ГИБДД.
  2. Отсутствие санкций полиции. Для виновной стороны данный аспект может означать экономию заметной суммы денежных средств. А иногда позволяет избежать и более неприятных последствий нарушения.

Указанные обстоятельства порой оказываются весьма актуальны, «перевешивая» решение водителей в пользу «упрощёнки».

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_evroprotokol

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.