Возмещение утраты товарной стоимости по осаго

После ремонта автомобиль уже не тот…Как получить от страховой компании выплатуза утрату товарной стоимости (УТС)?

Возмещение утраты товарной стоимости по осаго

Утрата товарной стоимости (УТС) – удешевление транспортного средства после аварии и последующего восстановления. Понятие основано на том, что после аварии машина обладает худшими характеристиками, чем до повреждений. Как следствие, уменьшается её рыночная стоимость. Сумма, на которую обесценилась машина – и есть УТС.

Следует понимать, что соответствующий ущерб наступает не во всех случаях. Его наличие в конкретной ситуации зависит от:

  • Официального «возраста» и эксплуатационного износа автомобиля.
  • Степени и вида повреждений и, как следствие, объёма восстановительного ремонта.

Расчёт УТС чаще всего производится экспертами на основании методики Министерства Юстиции. 

Согласно документу, ущерб такого рода может возникать у легковых автомобилей не старше пяти лет, износ которых не превышает 35%. Каждое повреждение, влекущее падение стоимости транспорта после восстановления, имеет свой коэффициент. Значения коэффициентов зависят от ремонтируемой детали и категории ремонта.

При крупных авариях размер УТС может превышать 10% цены машины. Споры о том, должен ли включаться этот ущерб в сумму страхового возмещения, продолжаются до сих пор.

Страховщики в основном склонны считать, что товарная стоимость является атрибутом товара. А значит, она в лучшем случае относится к упущенной выгоде и автострахованием не покрывается.

Однако судебные органы в целом придерживаются иной позиции.

Расчёт УТС чаще всего производится экспертами на основании методики Министерства Юстиции.

Судебная практика в отношении УТС при страховании автотранспорта довольно противоречива. Компании долгое время отказывались возмещать данный ущерб в добровольном порядке, а суд чаще всего вставал на сторону клиента. Но встречались вердикты и в пользу страховщиков.

Определённость в этой сфере появилась после Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20.

В решении Верховного Суда указано, что УТС относится к реальному ущербу и подлежит возмещению вместе со стоимостью ремонта и заменяемых деталей.

Однако перспективы возмещения УТС по КАСКО зависят в том числе от того, какие это понятие регламентируется конкретными Правилами страхования. Ниже приведены возможные варианты упоминания УТС в правилах КАСКО:

таблица скроллится вправо

СитуацияПерспективы
В Правилах КАСКОне упоминается УТСПолитика страховщика слабопредсказуема. Но посколькусудебные органы считают УТСреальным ущербом, при отказе вдобровольном возмещении УТС этирасходы могут быть взысканы всудебном порядке. Также возможнаоплата данного ущерба подосудебной претензии.
В Правилах УТС относитсяк исключениямиз страхового покрытияКомпания демонстрирует своёнежелание оплачивать УТС. Однако напрактике такие возмещения могутосуществляться на основаниисоответствующего заявления воизбежание судебных издержек.Впрочем, возможны и разбирательства всуде. Главным аргументом страховщиказдесь будет «свобода договора» исогласие страхователя с его условиямипри заключении.
Ограничение максимальнойсуммы выплаты по УТСминимальными значениями(например, 0,1% от общейстоимости ремонта)В этом случае компания осознанноидёт на хитрость. Формально онане отказывается возмещать УТС,но сумма возмещения оказываетсясугубо номинальной. В такой ситуациитребовать возмещения полной суммыданного ущерба с большойвероятностью придётся в судебномпорядке. Результат сложнопрогнозируем, поскольку речь здесьидёт об оспаривании конкретноголимита по договору.
Неиспользованнаявозможность включенияУТС в покрытие подоговоруЕсли компания предлагает покрытиеУТС наряду с иными условиями полиса,но клиент застраховался безприменения этой опции, выбрав болеедешёвый вариант, возместитьсоответствующий ущерб непросто. Вданном примере речь идёт обосознанном выборе страхователя, как ив отношении любых других позицийдоговора. Тем не менее, шансы накомпенсацию УТС через суд остаются.

Понятно, что если договор заключён на условиях возмещения УТС и данная опция чётко прописана, проблем у автолюбителей возникнуть не должно. Так или иначе, для получения соответствующей компенсации стоит понимать определённые нюансы:

  • Для расчёта УТС нужна информация о ремонтных воздействиях – необходимых или произведённых. Эти сведения обычно содержатся в заказ-наряде на ремонт и/или акте осмотра. Необходимо позаботится, чтобы какой-то из этих документов или его копия остался на руках. На основании него можно сделать собственную экспертизу по УТС, если страховщик отказал в возмещении этой части ущерба.
  • Не следует пренебрегать досудебными способами решения вопроса. Во многих случаях компании оплачивают УТС по претензии или соответствующему дополнительному заявлению с приложением оценки данного ущерба. Пытаясь избежать подобных выплат, страховщики в то же время опасаются судебных издержек.

Если же страховая организация не выполняет обоснованные требования о возмещении УТС, остаётся лишь обращаться в суд.

В отношении «автогражданки» возмещение УТС регулируется Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2. Как и в случае с КАСКО, устанавливается обязательность возмещения этой части ущерба. При этом страхователь имеет на него право и в том случае, если урегулирование убытка происходит путём ремонта повреждённого авто.

В целом ситуация по ОСАГО во многом схожа с описанными выше позициями КАСКО.

Страховщики могут увиливать от выплаты УТС, но на основании претензий или через суд чаще всего компенсируют данный ущерб.

При этом компания обязана предоставлять акт осмотра и/или отчёт эксперта по требованию выгодоприобретателя. Это упрощает получение необходимых данных для расчёта УТС.

В то же время, ни в «Законе об ОСАГО», ни в Правилах какого-либо указания в отношении этого вида ущерба не содержится. Поэтому жалобы в надзорные органы вряд ли в данном случае окажутся действенными. Намереваясь получить компенсацию УТС следует быть готовым к судебным разбирательствам.

Как видим, в отношении утраты товарной стоимости по КАСКО и ОСАГО только суд оказывается на стороне страхователей. Какие последствия это имеет на практике? Можно отметить некоторые из них:

  • Получение возмещения УТС в некоторых случаях может занимать много времени (до нескольких месяцев при судебных тяжбах).
  • Страховщики КАСКО могут внести страхователя, обратившегося по УТС, в «чёрный список» (в том числе с рассылкой по другим компаниям). Такая мера предполагает заградительно высокие тарифы при дальнейшем страховании.
  • Тарифы по КАСКО неизбежно реагируют ростом на судебную практику взыскания УТС.

При этом чаще всего сумма такого ущерба невелика. Даже при расчёте независимым экспертом она может оказаться в диапазоне 0,1% – 1,0% от стоимости автомобиля.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_uts

Утс по осаго

Возмещение утраты товарной стоимости по осаго

Если расшифровать аббревиатуру, то УТС это утрата товарной стоимости. Товарная стоимость авто может сильно измениться, если собственник т/с, попавший в ДТП, владеет дорогим автомобилем иностранного производства.

Товарный вид авто может быть потерян и у отечественного производителя со сравнительно небольшой ценой. В любом случае неполное покрытие убытков расстроит каждого собственника авто в той или иной степени.

Решение таких проблем регулируются следующим понятием – Утс по осаго.

Ожидая страховую выплату, стоит рассчитывать не только на оплату ремонта, но и на компенсацию утраты товарной стоимости автомобиля.

Выясняем, что это, и как ее получить. В каких обстоятельствах учитывается утеря товарной стоимости машины и как составляется расчет УТС, читайте далее.

Восстановление прежней стоимости т/с в свете закона

Рассмотрим определение УТС авто как правило. Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) в простом понимании – это разница между стоимостью автомобиля, не бывшего в ДТП, и автомобиля, восстановленного после ДТП.

Потеря товарной стоимости транспортного средства – это урон, подлежащий возмещению владельцу полиса не только автогражданки, но и КАСКО.

В отличие от стандартной процедуры покрытия убытков, получение выплаты по утерянной цене т/с имеет место вторичного обращения к страховщику. По-другому, выплата УТС – это разница между ценой машины до поломок и ее оценкой после ремонта в автомастерской.

Далеко не все автострахователи знают, что есть такое покрытие урона, как возмещение УТС. Не знают они и объяснение «Закона об ОСАГО», которое было пересмотрено Верховным Судом 10 августа 2005 года.

В постановление указано, что взыскание УТС со страховщика – это правомочное действие, поскольку повреждения транспортного средства искажают его первоначальную ценность по вине другого водителя.

Страхователь имеет право получить выплату по реальному ущербу, нанесенному в результате ДТП.

До 2005 г. получить неустойку по вторичному обращению на восстановление прежнего вида а/м не представлялось возможным по причине отсутствия такого понятия. Уже с 2015 г.

судебная практика по выплатам ОСАГО доказывает, что решения в пользу пострадавшего будут приняты без проволочек. Время на рассмотрение заявления в страховую компанию по урегулированию вопроса не должно превышать 20 рабочих дней.

По прошествии назначенного периода и не принятых за это время мер, можно смело обращаться в судебные органы.

Важно! Претензия по ОСАГО путем подачи заявления в страховую организацию для возврата утерянной ценности скорее не доведет дело до суда. Зачастую представители СК возмещают такие заявки в досудебном варианте. Право подать судебный иск появляется у клиента страховой компании, если недобросовестный страховщик не желает рассматривать досудебную заявку.

Условия для вторичного обращения

Когда в компенсацию входит возмещение поломок с учетом износа деталей, то на новый а/м сильно снижается рыночная цена.

Аналогичная ситуация, касающаяся подержаного автомобиля с большим пробегом, меньше влияет на его уценку. Приходим к выводу, что утрата товарной стоимости по ОСАГО чаще касается новых транспортных средств.

Чтобы взыскать Утс по осаго, автомобиль обязан соответствовать следующим требованиям:

  • т/с иностранного производителя до 7 лет;
  • т/с производителей стран СНГ до 5 лет;
  • т/с отечественного производителя до 3 лет;
  • эксплуатационная характеристика элементов не должна превышать 35% износа.

Чтобы подать требование на восстановление первоначальной цены в страховую компанию необходимо иметь действующий полис автогражданки и квитанцию о его оплате. В противном случае вы не сможете рассчитывать даже на стандартное возмещение урона.

Рассчитывается неустойка только после ДТП и традиционной процедуры по оформлению выплаты. При этом аварией считается столкновение двух и более а/м, где автогражданская ответственность водителей защищена договором.

Для оценки УТС нанимают независимого эксперта.

Как оформить вторичное обращение

Требование о выплате подается в страховую организацию там же, где оформлялось стандартное урегулирование. Образец заявления обычно находится у сотрудников СК. Если вы обратились в компетентную компанию, те же работники должны вам объяснить, как правильно написать заявление.

Заявление-требование для оплаты страховщиком сумм УТС машины, которая была восстановлена после ДТП, обязательно должно составляться и подаваться на регистрацию в канцелярию страховой компании в 2-х экземплярах.Один заверенный входящим способом экземпляр идет на рассмотрение руководства компании, а второй – отдается на руки страхователю.

После подачи повторного требования, проводим независимую экспертизу.

В первичном урегулировании издержек независимый эксперт указывает компенсационный размер суммы, необходимой для ремонта и восстановления транспорта без учета потери первоначальной ценности.

Для вторичного обращения экспертиза проводится для определения суммы, которая необходима для восстановления товарной стоимости транспортного средства.

Чтобы вернуть УТС эксперт составляет документ (Акт расчета по УТС) непосредственно с целью восстановления прежнего состояния а/м.

Отсюда мы приходим к выводу, что все устные замечания специалиста при составлении Акта должны отражаться в документе. СК принимает только те данные, которые указаны в Акте экспертизы.

Ее цель применить коэффициент, отражающий максимально приближенный к реальности итог.

Такой сложный вопрос рекомендуем разрешать с помощью автоюриста, чтобы восполнить ту сумму, которая была потрачена на покупку новой машины.

Водитель должен предоставить три важных документа:

  1. Акт осмотра а/м, оформленный ранее;
  2. Страховой акт по первоначальной компенсации;
  3. Справка ф. №154 о происшествии, согласно правилам возмещения.

Расчет утраты прежней ценности авто

Вся методика расчета может проводиться по двум направлениям: методика Минюста и метод Хальбгевакса.

Методика Минюста

Приводим формулу Минюста: C = Cп * ∑ Ki / 100.

C – утеря первоначальной ценности.

Cп – средняя рыночная цена идентичного а/м.

Ki – сумма коэффициента утраты товарной ценности по отдельным поломанным деталям.

Метод Хальбгевакса

Формула Хальбгевакса: C = (K / 100) * (Cp + Co)

C – утеря первоначальной ценности.

K – коэффициент наивысшей утраты ценности (используется специальная таблица).

Cp – рыночная цена машины с учетом амортизации.

Co – объединенная сумма восстановительных работ.

Методика Хальбгевакса с успехом используется в Европе, но в нашей стране официально признан метод Минюста. Расчет проводится специалистами в этой области, и неустойка оплачивается страховщиками только по их подсчетам. Потому не советуем тратить время и силы на самостоятельные подсчеты. Все равно вы точно знаете, сколько стоил ваш автомобиль до аварии и какую сумму вам компенсировали.

Отказ страховщика от вторичного обращения

Утрата товарной стоимости не рассчитывается если:

  • При ДТП виновник ущерба находился в пьяном виде (токсическое или наркотическое состояние). Являясь виновником столкновения, все расходы он должен покрывать лично.
  • Нарушитель ПДД скрылся с места аварии.
  • Возраст отечественного автомобиля более 3-х лет; авто стран СНГ более 5-ти лет; возраст иномарки более 7-ми лет.
  • Общий износ транспорта более 35%.
  • Ущерб получен от водителя не имеющего автостраховку.
  • Был проведен небольшой ремонт (замена деталей) конструктивных элементов без восстановительных работ.
  • Была проведена покраска кузова (общая или частичная) на ранее поврежденных поверхностях (вмятины, коррозия).
  • Неустойка по данному случаю была проведена.

Совет! Зачастую руководство СК пользуется неграмотностью водителей в данном случае, и с неохотой принимают повторные заявки.

Всегда помните, что определением Верховного Суда страховщик обязан восстановить даже те повреждения, которые были получены ранее на запчастях и элементах кузова.

Подавая повторную заявку на восстановление прежней стоимости, представьте себя на месте покупателя, претендующего получить бонус за покупку, который его ожидает.

В случае отказа со стороны страховой компании рассмотреть повторное обращение, потребуйте официальный бланк с отказом. В судебном иске вам не откажут, но имея задокументированный отказ, будет легче аргументировать свои права.

При решении обратиться в суд следует еще раз просмотреть условия страхового договора, если в нем есть пункт, где указано, что страховщик имеет право отказать в выплате клиенту УТС, тогда ни один суд не станет на сторону страхователя. Условия соглашения, заключенного между сторонами изначально, являются первичной базой, на которую будет опираться судебная инстанция при рассмотрении дела.

На все выплаты и компенсации можно рассчитывать только в том случае, если вы не являетесь виновником наезда.

Надеемся, что знания об условиях страхового покрытия помогут обойти некоторые «подводные камни» и добиться максимальной неустойки.

Источник: https://myautohelp.ru/strahovka/osago/uts-po-osago

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.