Возмещение ущерба виновником дтп судебная практика

Содержание

Возмещение ущерба при ДТП виновником: основания, порядок | Правоведус

Возмещение ущерба виновником дтп судебная практика

К сожалению, система возмещения ущерба, действующая на территории Российской Федерации, далеко не идеальна, что подразумевает большое количество различных ситуаций, когда получить причитающиеся денежные средства со страховой компании не представляется возможным либо сумма, выплаченная страховой, не может покрыть расходы на восстановление транспортного средства. В подобных случаях за возмещением материального ущерба после ДТП следует обращаться непосредственно к виновнику аварии. Этот вопрос можно решить в добровольном порядке – вторая сторона полностью покрывает расходы, или в судебном – истребование ущерба происходит через суд путем подачи потерпевшим искового заявление о возмещении ущерба с виновника ДТП.

Когда возмещение ущерба при ДТП нужно требовать с виновника

Практика возмещения ущерба при ДТП показывает, что таких ситуаций, когда выплату денежных средств необходимо требовать с виновника аварии, достаточно много, рассмотрим самые распространенные из них: 

  • Сумма материального ущерба с учетом износа превышает лимит страховой компании. Например, стоимость восстановления транспортного средства составляет 500 000 руб., а лимит страховой компании составляет – 400 000 руб., в этом случае разницу можно взыскать с виновника ДТП.
  • Данные о страховом полисе виновника не известны/виновник аварии не имеет страхового полиса (его полное отсутствие, окончание до момента аварии), равно как и наличие недействительного («липового»). Потерпевший имеет право требовать возмещения ущерба с виновной стороны.
  • Ущерб транспортному средству был причинен не во время движения. Например, при неосторожном открытии двери автомобиля на стоянке один водитель поцарапал транспортное средство другого. Это не является страховым случаем, следовательно, ОСАГО не возмещает страхователю убытки. Материальный ущерб будет возмещать виновник происшествия.
  • Виновником возмещается вред, причиненный жизни и здоровью, если сумма ущерба превышает лимит страховой организации.
  • По ОСАГО не возмещается моральный вред, следовательно, компенсацию морального вреда следует взыскивать с виновника ДТП в судебном порядке.

Что можно взыскать с виновника ДТП в качестве возмещения ущерба

При осуществлении процесса взыскания ущерба с виновника дорожно-транспортного происшествия следует понимать, что возмещение средств производится исключительно с учетом износа транспортного средства.

То есть, вряд ли получится взыскать с виновника денежные средства, потраченные на ремонт автомобиля в полном объеме, поскольку улучшение автомобиля за счет виновного лица считается неправомерным.

Виновник обязан возместить ущерб, а не увеличить стоимость автомобиля потерпевшего за счет установки в ходе ремонта новых деталей. Итак, с виновника ДТП можно взыскать: 

  • возмещение ущерба с учетом износа деталей и стоимости всех работ по восстановлению автомобиля;
  • затраты на эвакуацию автомобиля на сервис или с места аварии и услуги по его хранению;
  • утрату товарной стоимости автомобиля, если ее можно рассчитать. Напомним, что УТСА рассчитывается, если на момент ДТП срок эксплуатации автомобиля не превышает 5 лет или величина эксплуатационного износа не превышает 35 %;
  • моральный вред, если жизни и здоровью потерпевшего в результате ДТП был причинен вред, физические и нравственные страдания;
  • возмещение утраченного заработка, расходов на лечение и реабилитацию, выплат при потере кормильца, при причинении вреда жизни и здоровью потерпевшего;
  • расходы на услуги оценочной компании, услуги юриста, почтовые расходы, а также иные расходы, которые суд признает необходимыми в связи с наступлением дорожно-транспортного происшествия.

Добровольное возмещение ущерба при ДТП виновником

Сразу стоит отметить, что добровольное возмещение ущерба виновником ДТП осуществляется крайне редко, особенно если речь идет о больших суммах.

К моменту обращения к виновной стороне потерпевший должен соблюсти общий порядок процесса возмещения ущерба, следовательно, получить необходимую документацию в ГИБДД, побывать в страховой компании (получить отказ от страховой выплаты либо сумму размером меньше нанесенного ущерба), сделать независимую экспертизу и только потом вести переговоры с виновником ДТП. 

Началом переговоров должна стать досудебная претензия о возмещении ущерба ДТП. Данный документ составляется по примеру заявления о страховом возмещении и должен содержать: 

  • данные виновника аварии;
  • информацию о ДТП;
  • информацию о поврежденном транспортном средстве;
  • данные независимой экспертизы;
  • общую сумму причиненного ущерба, включая все расходы, связанные с ДТП;
  • информацию о страховой выплате;
  • разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба;
  • сумму, которую необходимо выплатить виновной стороне, чтобы снять претензии потерпевшего;
  • данные потерпевшего для переговоров (телефон и адрес).

При составлении досудебной претензии следует обязательно озвучить срок, в который потерпевший предлагает виновнику выплатить указанную сумму, а также форму этой выплаты – наличными либо на счет в банке. К претензии обязательно прилагаются копии всех документов: 

  1. копия акта о страховом случае;
  2. копию постановления, протокола или определения по делу об административном правонарушении;
  3. копию телеграммы с вызовом на осмотр;
  4. копию отчета независимой экспертизы;
  5. копию чеков и квитанций, а также договоров по расходам.

Досудебную претензию о возмещении ущерба при ДТП рекомендуется отправлять ценным письмом с описью и уведомлением о вручении.

Возмещение ущерба при ДТП виновником в судебном порядке

Если виновник добровольно в установленный в претензии срок не возмещает материальный ущерб, причиненный им в результате дорожно-транспортного происшествия, потерпевшая сторона имеет право урегулировать спор в судебном порядке. Для этого потребуется составление искового заявления о возмещение ущерба в результате ДТП и копии и оригиналы всех имеющихся документов.

Исковое заявление подается по месту жительства виновника ДТП, при этом обязательно оплачивается государственная пошлина. Иск может быть рассмотрен мировым судьей – если цена иска не превышает 50 000 руб. или в районном суде – при цене иска свыше 50 000 руб.

Величина морального вреда определяется в ходе судебного процесса и не входит в сумму иска, а также не облагается пошлиной. 

Важно! Все расходы, которые несет истец о время судебного процесса, могут быть включены в итоговый размер ущерба, в том числе сумма госпошлины и стоимость услуг юриста. 

Претензия о возмещении ущерба ДТП

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/auto/vozmeshhenie-ushherba-pri-dtp-vinovnikom/

Какова процедура возмещения (взыскания с виновника) ущерба при ДТП

Возмещение ущерба виновником дтп судебная практика

Компания, выдавшая полис ОСАГО, выступает гарантом возмещения ущерба, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия. Если же страхового возмещения недостаточно (сумма больше, чем должен возместить страховщик по закону) или полис ОСАГО не оформлялся, нужно обращаться к виновнику ДТП. О том, как добиться компенсации после аварии, рассказываем далее.

В каких случаях виновный в дтп возмещает ущерб

В большинстве случаев ущерб от ДТП возмещает страховая компания.

Случаев, когда ущерб возмещает виновный, немного:

  • Если страховое возмещение не компенсирует причиненные убытки.
  • Если виновник не заключал договор ОСАГО, а у вас нет полиса КАСКО.
  • Если ДТП не относится к страховому случаю, например ущерб не возмещается, когда ДТП произошло во время учебной езды в специально отведенных местах.
  • Заявляются требования о компенсации морального вреда.

Когда ущерб должен возместить РСА

Российский союз автостраховщиков возмещает ущерб, если причинитель вреда неизвестен, например, когда виновник скрылся с места ДТП и не был найден. Кроме того, РСА возмещает ущерб, при отзыве у страховщика лицензии.

Какой ущерб может быть возмещен

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе о том, как возмещается вред, причиненный в результате ДТП. Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.

Потерпевший может добиться компенсации как за ущерб, причиненный транспортному средству, так и за моральный и физический вред.

Возмещение материального вреда

Если в результате аварии потерпевшему причинен вред здоровью, на восстановление которого он понесет финансовые затраты (покупка лекарств, оплата лечения), кроме документов, необходимых для компенсации ущерба автомобиля, к претензии нужно приобщить:

  • историю болезни (выписку), выданную в медицинском учреждении;
  • квитанции об оплате больничных услуг;
  • чеки на приобретенные лекарства.

Помимо изложенного потерпевший может предъявить медицинское заключение о необходимости санаторно-курортного лечения, протезирования, дополнительного питания и других услуг.

Возмещение морального вреда

Виновник аварии обязан возместить потерпевшему в материальной форме нравственные страдания, которые им были перенесены в результате ДТП. При этом денежная компенсация уплачивается независимо от вины причинителя вреда (ст. 1100 ГК РФ).

Моральный вред взыскивается в судебном порядке. К исковому заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих обстоятельства дела, а также сведения о применении мер к урегулированию спора до суда (претензия).

При подаче заявления в суд уплачивается государственная пошлина в порядке п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, а квитанция прикладывается к иску (п. 10 постановление Пленума ВС РФ от 20.12.1994 № 10). Размер пошлины — 300 рублей.

Возмещение вреда здоровью

Чтобы получить компенсацию за полученный в результате дорожно-транспортного происшествия вред здоровью, виновнику аварии, а в последующем суду (если требования не удовлетворены добровольно), нужно предъявить:

  • бумаги из медицинского учреждения, в котором потерпевший проходил лечение, содержащие сведения о травмах, увечьях, диагнозе, периоде и степени утраты общей или профессиональной трудоспособности в результате ДТП — медзаключение;
  • справку об инвалидности, в том числе на ребенка, если имеется такой документ;
  • сведения из скорой помощи о медицинском вмешательстве на месте ДТП;
  • при установлении группы инвалидности в результате аварии — соответствующую справку и бумаги, содержащие сведения о затратах на реабилитацию.

Определяем размер ущерба: независимая экспертиза

С целью определения вреда, причиненного транспортному средству, а также для выявления причин образования установленных повреждений и расчета цены восстановительных ремонтных работ проводится техническая экспертиза. Порядок ее проведения утвержден Положением Банка России от 19.09.2014 № 433-П.

Так, согласно п. 1 Положения, экспертиза проводится в отношении следующих объектов:

  • автомобиля потерпевшего либо его остатков после ДТП;
  • других транспортных средств, причастных к дорожному происшествию;
  • иных объектов, имеющих отношение к аварии, в которой автомобилю пострадавшего причинен ущерб, если их обследование нужно для определения обстоятельств и причин повреждений ТС.

В процессе исследования могут быть установлены:

  • стоимость затрат на запчасти, оплату ремонтных работ;
  • расчет цены износа комплектующих деталей, подлежащих замене;
  • пригодность использования сохранившихся после ДТП остатков, расчет их стоимости, если автомобиль был полностью разрушен в момент аварии;
  • сведения о среднегодовом пробеге авто в зависимости от субъекта РФ, где произошла авария;
  • средняя стоимость запчастей, материалов и часов работы в случае определения размера расходов на ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.

Обследование автомобиля проводится экспертом-техником или организацией, содержащей в штате не менее одного специалиста в указанной сфере, прошедшего профаттестацию.

Если потерпевший не согласится с результатом заключения, он вправе направить ТС на обследование к другому эксперту.

Как возместить ущерб: пошаговая инструкция

Далее пошагово опишем, как возместить ущерб, причиненный в результате ДТП. Для начала нужно попробовать урегулировать спор без суда. Для этого претензия направляется виновнику. Если виновник на нее не отвечает либо отвечает отказом, придется обращаться в суд.

Досудебное урегулирование

Перед тем как подавать иск на виновника, потерпевшему нужно направить претензию с прошением о добровольном исполнении обязанности по возмещению вреда.

Этот документ можно направить по почте, но обязательно заказным письмом с уведомлением о вручении. Оно подтвердит факт того, что вы действительно отправили претензию.

Претензия составляется в свободной форме:

  • В шапке указывается фамилия, имя, отчество причинителя вреда, его адрес проживания, в дательном падеже.
  • Ваши фамилия, имя, отчество и адрес, в винительном падеже.
  • Далее по центру пишется слово «Претензия».
  • Затем идет тело документа. Здесь вы указываете, что в определенную дату произошло ДТП и вам причинен ущерб виновными действиями причинителя вреда. Факт причинения ущерба подтверждается документами из ГИБДД, например постановлением об административном правонарушении либо постановлением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Расчет суммы ущерба подтверждается проведенной экспертизой.
  • Далее приводятся требования: прошу выплатить сумму причиненного ущерба в размере _____ рублей. Либо можно потребовать оплатить ремонт транспортного средства.
  • Список приложений.
  • Подпись и дата.

Добровольное соглашение

Требования будут считаться должным образом исполненными, если виновник произведет заявленную к возмещению выплату и (или) отремонтирует автомобиль в срок, установленный в претензии.

Если виновник согласится выплатить компенсацию, стоит оформить соглашение, прописав в нем все условия возмещения ущерба, сроки исполнения обязательств, а также право на обращение в суд в случае неисполнения оговоренных условий. К договору нужно приобщить платежное поручение о переводе денег пострадавшему либо иную бумагу, подтверждающую указанные сведения.

Эти документы понадобятся и виновнику ДТП, чтобы доказать, что он полностью выплатил сумму причиненного ущерба.

Если виновник не платит или не ремонтирует машину добровольно

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе о том, как составить и подать исковое заявление о возмещении ущерба от ДТП. Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно.

 Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.

В этой ситуации вам ничего не остается, как обратиться в суд. Если сумма ущерба меньше 50 тыс. руб., дело будет рассматривать мировой судья, а если больше — районный суд.

Предусмотрена возможность обратиться с заявлением, с использованием интернета, через официальный сайт суда. Только нужно будет поставить электронную подпись в иске. Также можно отправить документы по старинке — почтой или передать их нарочным в канцелярию суда.

Иск подается по месту жительства ответчика. Но перед тем как обратиться в суд, нужно составить исковое заявление. Об этом ниже.

Исковое заявление

Заявление составляется на основании ст. 131, 132 ГПК РФ. В нем указывают:

  • Название суда. Напоминаем, имущественные споры до 50 тыс. руб. рассматривает мировой судья, превышающие указанный порог — районный суд.
  • Ф.И.О., место регистрации, проживания, телефон и электронная почта заявителя. То же самое должен указать представитель, если иск подается им.
  • Информацию об ответчике — Ф.И.О., адрес места жительства, любой из идентификаторов — ИНН либо СНИЛС.
  • Доводы о нарушении прав и ссылки на правовые нормы, обосновывающие позицию истца. В частности, отражаются сведения о полученных автомобилем или другим имуществом повреждениях, физических увечьях потерпевшего: информация о тяжести вреда здоровью, методах лечения и понесённых на это затрат.
  • Сведения о принятии мер к досудебному урегулированию спора путем направления ответчику претензии.
  • Требования о возложении на ответчика обязанности выплатить определенную сумму денежной компенсации (цена иска).
  • Список прилагаемых к иску документов, подпись, фамилия инициалы и дата.

Что приложить к иску

К иску нужно приложить:

  • Уведомление о вручении или о направлении письма с иском и копиями документов ответчику.
  • Документы о ДТП — постановление о привлечении к ответственности виновника либо иные, например об отказе возбуждении административного дела.
  • Документы на машину.
  • Досудебную претензию.
  • Ответ на досудебную претензию, если был.
  • Расчет суммы исковых требований.
  • Документ об уплате госпошлины.
  • Документы, подтверждающие размер восстановительного ремонта транспортного средства (экспертное заключение).

Судебное разбирательство

Суд оглашает поданное потерпевшим заявление, выясняет мнения сторон процесса по заявленным требованиям, содействует примирению истца и ответчика.

Разбирательство проводится судом в течение двух месяцев, после чего выносится судебное решение. Этот документ начинает действовать после его вступления в законную силу — по истечении месяца, если не будет обжалован. Далее нужно получить в суде исполнительный лист и направить его судебным приставам-исполнителям вместе с заявлением о возбуждении производства.

Потерпевшему необязательно участвовать в суде, если он выдаст доверенность гражданину, который будет представлять его интересы. Это обязательство возлагается на адвоката или юриста (ст. 53, 54 ГПК РФ).

В каком объеме возмещается ущерб

Компенсация за повреждения, причиненные транспортному средству в результате ДТП, выплачивается в размере, определенном экспертизой. Оплата вреда здоровью определяется на основании затрат на лечение. Размер морального вреда пострадавший устанавливает самостоятельно. Исходя из судебной практики, можно заявлять следующую сумму:

  • вред небольшой тяжести — 100–150 тыс. руб.;
  • средняя тяжесть — 200–300 руб.;
  • тяжкий вред здоровью — до 800 тыс. руб.;
  • смерть потерпевшего — от 1 млн и более, в пользу близких родственников.

Суд анализирует, какие нравственные страдания перенесены потерпевшим с учетом его индивидуальных особенностей, после чего выносит решение по сумме компенсации. Поэтому в процессе нужно доходчиво обосновать предъявленные к взысканию деньги (ст. 151, 1100 ГК РФ).

***

Вопросы по возмещению ущерба лучше всего решать с виновником аварии в досудебном порядке. Однако, если указанным способом добиться справедливости не получается, нужно подавать исковое заявление в суд.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «ДТП».

***

Дорогие друзья, спасибо за прочтение статьи. Мы очень старались передать вам актуальную и правдивую информацию, изложив ее простым языком. Если вам нравится то, что мы делаем, поставьте лайк, поддержите канал! Всегда ваш, https://nsovetnik.ru/.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/nsovetnik/kakova-procedura-vozmesceniia-vzyskaniia-s-vinovnika-uscerba-pri-dtp-5f82f26d5c2b3403cebddc3c

Вс пояснил, какие обстоятельства подлежат доказыванию в спорах о взыскании убытков по дтп

Возмещение ущерба виновником дтп судебная практика

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда вынесла Определение № 66-КГ20-3 по спору о взыскании убытков владельцем авто, пострадавшего в ДТП, с его виновника.

В сентябре 2017 г. в Иркутске произошло ДТП с тремя автомобилями, виновным в совершении которого признали одного из водителей – Михаила Смирнова.

Впоследствии владелица одного из поврежденных автомобилей Анастасия Нагорская обратилась в страховую компанию за прямым возмещением убытков, однако ей было отказано в этом из-за отсутствия полиса ОСАГО у виновника ДТП.

В связи с этим женщина предъявила Михаилу Смирнову иск о взыскании убытков на сумму свыше 515 тыс. руб., расходов на проведение экспертизы в размере 18 тыс. руб. и уплаченной госпошлины более 11 тыс. рублей.

Суд отказал как в удовлетворении иска, так и во взыскании расходов по составлению рецензии на заключение эксперта.

При этом он исходил из того, что вина Михаила Смирнова в совершении ДТП не нашла своего подтверждения в материалах дела.

В дальнейшем это решение суда устояло в апелляции, которая сочла, сославшись на заключение эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» от 8 января 2018 г., что в ДТП виновна именно истица, а не ответчик.

В кассационной жалобе в Верховный Суд Анастасия Нагорская обжаловала судебные акты как незаконные.

После изучения материалов дела Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ со ссылкой на ст.

86 и 87 ГПК РФ напомнила, что заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В случаях недостаточной ясности или неполноты экспертного заключения суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.

Как пояснила Коллегия, в рассматриваемом деле представитель Анастасии Нагорской ходатайствовал о назначении повторной экспертизы, ссылаясь на недопустимость заключения эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» в связи с допущенными при ее выполнении существенными нарушениями, а также имеющимися в нем противоречиями. Тем не менее суд первой инстанции отказал в удовлетворении такого ходатайства, но не дал оценки доводам представителя истца о недостатках заключения эксперта и допущенных им нарушениях в нарушение ст. 198 ГПК РФ.

При этом из установленных судом обстоятельств следовало, что столкновение двух автомобилей, принадлежащих участникам спора, произошло вследствие перестроения автомобиля под управлением ответчика в правый ряд, по которому двигался автомобиль под управлением Нагорской. На момент столкновения маневр перестроения Смирновым завершен не был.

«Отказывая в иске, судебные инстанции сослались на заключение эксперта о том, что Анастасия Нагорская превысила допустимую скорость движения, а если бы она двигалась с разрешенной скоростью, то имела бы возможность предотвратить столкновение автомобилей. Однако суды не учли, что в силу п. 2 ст.

1064 ГК РФ обязанность доказать отсутствие вины возложена на причинителя вреда, а в силу п. 8.4 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г.

№ 1090, при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.

Отказывая в удовлетворении иска о возмещении вреда в полном объеме по мотиву вины в дорожно-транспортном происшествии самой Анастасии Нагорской, судебные инстанции не приняли во внимание положения ст. 1083 ГК РФ, согласно которой вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит», – отметил ВС.

Верховный Суд добавил, что при наличии вины причинителя вреда основанием для отказа в иске является умысел потерпевшего, а для уменьшения размера возмещения – грубая неосторожность потерпевшего (за исключением возмещения отдельных расходов, указанных в законе). Однако нижестоящие инстанции не сделали выводов о доказанности невиновности Смирнова либо о доказанности умысла Нагорской. В связи с этим Верховный Суд отменил определение апелляции и вернул ей дело на новое рассмотрение.

Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев отметил, что суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований истца, фактически не установили обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, и не приняли во внимание, что вина ответчика в ДТП была установлена органами ГИБДД, а руководствовались исключительно заключением эксперта, представленным в судебном заседании. «При этом суды формально подошли к рассмотрению ходатайства стороны истца о проведении повторной экспертизы в связи допущенными нарушениями и несогласием с выводами эксперта. Такой подход не соответствует принципам всесторонности, полноты и объективности рассмотрения дела, что, безусловно, не могло остаться незамеченным Верховным Судом», – полагает он.

По словам адвоката, отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, ВС указал на необходимость полного и всестороннего рассмотрения дела с целью установления обстоятельств, подлежащих обязательному установлению по данной категории дел, а именно: степень вины каждого из участников ДТП или отсутствие таковой. «Данная позиция в целом согласуется с судебной практикой, но и дополняет ее, поскольку зачастую суды закладывают в основу решения суда первоначальный административный материал, составленный сотрудниками ГИБДД, в котором устанавливается виновник ДТП, и на основании выводов, изложенных в этом материале, и выносят решение по делу. Позиция ВС, возможно, изменит практику преюдициального значения административного материала органов ГИБДД для данной категории споров», – предположил Илья Прокофьев.

Руководитель арбитражной практики АБ «Халимон и Партнеры» Игорь Ершов заметил, что установление состава гражданского правонарушения, в том числе вины правонарушителя, требует тщательности и аккуратности со стороны участников процесса и суда: «Однако это определение Верховного Суда не ограничено только непосредственно вопросом вины лица в совершении ДТП, поскольку Судебная коллегия по гражданским делам ВС обозначает одновременно несколько проблем, вопросов, интересных и сами по себе».

По словам эксперта, во-первых, в рассматриваемом случае возникает проблема соотношения императивных норм.

«С одной стороны, закон обязывает водителя уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения, но, с другой стороны, водители обязаны соблюдать скоростной режим.

Очевидно, указанные императивные нормы создают противоречие, влияющее в значительной степени на определение вины причинителя вреда и вины потерпевшего в противоправных действиях.

Во-вторых, Верховный Суд подчеркивает в развитие положений законодательства, что экспертное заключение необязательно для суда и оно не является исключительным средством доказывания. Следовательно, судам предложено установить некий баланс между экспертным заключением и положениями нормативно-правовых актов, устранив противоречие между ними», – пояснил Игорь Ершов.

Он добавил, что суды должны сделать выводы не только о доказанности виновности/невиновности причинителя вреда, но и о доказанности умысла или грубой неосторожности потерпевшего.

«Таким образом, Верховный Суд, рассмотрев частный случай возмещения убытков, вызванных ДТП, делает более широкие выводы, способные повлиять не только на дела о возмещении убытков, но и на иные категории споров», – резюмировал эксперт.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/vs-poyasnil-kakie-obstoyatelstva-podlezhat-dokazyvaniyu-v-sporakh-o-vzyskanii-ubytkov-po-dtp/

Смотрите, какая тема — Износ с виновника ДТП по ОСАГО – как взыскать, насколько законно и как избежать?

Возмещение ущерба виновником дтп судебная практика

Показать содержание

  1. Разницу между расчётом без износа и с таковым по ОСАГО можно возместить напрямую с виновника ДТП – это законно и вполне реально.

  2. Но для этого обязательно нужно иметь доказательства фактически затраченных денег на ремонт для восстановления авто.

  3. Исключение также составляет европротокол – в этом случае получить ничего не получится ни с виновника, ни со страховой компании.
  4. Избежать выплату виновнику довольно сложно, но можно уменьшить сумму.

ОСАГО работает не в полной мере по части покрытия полного ущерба потерпевшему в ДТП. Это известно с самого основания этого вида страхования.

Вот только новая возможность даёт право взыскать разницу с учётом износа и без такового напрямую с виновника аварии.

 Насколько это законно, какова правильная процедура взыскания и можно ли получить выплату полной суммы покрытия на ремонт, как правильно написать претензию виновнику и другие тонкости нашего вопроса мы и рассмотрим в статье.

Как работает ОСАГО по вопросу износа?

В первую очередь, нам нужно понимать, что ОСАГО призвано страховать ответственность водителя при наступлении страхового случая. Проще говоря, если вы оказались в результате ДТП должны кому-то денег за причинённый ущерб, то ОСАГО платит за вас… Но не всё (и не сразу, к сожалению)!

Речь идёт об износе. Существует Единая методика расчёта РСА возмещения по автогражданке. И эта методика предусматривает, что:

  • выплата или ремонт осуществляются с учётом износа запчастей и деталей кузова,
  • износ не учитывается на работы и услуги автосервиса.

Что же получается, мы платим за страховку, порой немалую сумму, которая растёт с каждым годом, но ещё и сами должны доплачивать за восстановление авто после аварии? Именно так и работало ОСАГО почти 20 лет. Пока не пришёл Конституционный суд и не стукнул молотком, вынеся соответствующее постановление.

Что произошло?

Всё очень просто. У любого человека есть право на свою собственность, которую он купил за свои деньги – это конституционное право.

Исходя из простого наличия такого права, логично заключить, что и вред, причинённый такой собственности, подлежит возмещению в гражданском порядке.

У вас есть автомобиль, если его кто-то ударил, то по закону обязан возместить вред в той степени, чтобы привести машину в изначальное состояние.

Но что такое изначальное состояние? Это определённо б/у автомобиль – значит, и обязанность у виновника есть заплатить за б/у запчасти. Логично? Да.

Вот только купить такие запчасти и детали с пробегом в строгом соответствии с изношенностью вашего авто вы вряд ли сможете.

Поэтому правильнее было бы возмещать виновнику вред с учётом износа, но по фактическим затратам владельца машины на такое восстановление.

Именно этого же мнения и придержался Конституционный суд.

Что же произошло? А вот что! До марта 2017 года нормальной была практика, когда страховая считала причинённый ущерб с учётом износа, выплачивала потерпевшему по ОСАГО, и на этом всё – все расходились, а собственник в итоге доплачивал свои деньги за ремонт.

Изредка вспыхивали судебные дела по вопросу нехватки выплаченных денег на ремонт, но судебная практика сложилась такая, что все попытки владельца машины отстоять своё конституционное право на собственность разбивались о законодательство – автомобиль, попавший в аварию, не новый, поэтому Единая методика рассчитана на учёт износа деталей, а то, что б/у детали нигде не купить, в законе не прописано, и точка.

10 марта 2017 года Конституционный суд вынес постановление, согласно которому было утверждено, что всё верно – Единая методика считает возмещение с учётом износа, однако, если потерпевшему не хватает этих денег, то он может уверенно взыскать износ с виновника ДТП.

В таком решении КС сослался на статью 1072 Гражданского кодекса, в которой прямо говорится о том, что, если денег по страховому возмещению на восстановление не хватает, то выгодоприобретатель (владелец повреждённого авто) вправе взыскать эти деньги напрямую с виновника ДТП.

Таким образом, основные выводы из Постановления такие:

  1. расчёт страхового возмещения с учётом износа, согласно Единой методики, правилен по закону,
  2. но если этого возмещения потерпевшему не хватает для покрытия ремонта, то тот вправе взыскать сумму (разницу между расчётом без износа и с таковым) напрямую с виновника ДТП.

Но только, если речь не о европротоколе!

А вот в случае с европротоколом, подписываясь в качестве потерпевшего, вы даёте согласие на выплату вам суммы от страховой без каких-либо прав после этого.

Объясним, в чём здесь дело. Казалось, какая разница в контексте взыскания износа с виновника, по европротоколу оформлена авария или же с сотрудниками ГИБДД?! Возмещение и в том, и в этом случае производится по одной методике, а никаких разногласий с Конституцией и ГК здесь нет.

Но в дело вмешивается другой нормативно-правовой акт. Речь идёт о ППВС №2 от 25.01.2015. В пункте 39 этого постановления констатируется ряд важных фактов:

  • оформление европротокола – это упрощённая форма получения возмещения по ОСАГО,
  • как следствие, сам факт упрощённости означает прекращение любых прав требования как к страховой компании, так и к виновнику по вопросу износа, после произведения выплаты потерпевшему.

При этом, идёт ссылка на статью 408 ГК, что по сути приравнивает европротокол к своего рода расписке, которую виновник выдаёт потерпевшему, а потерпевший на её основе получает выплату, и после того, как будет произведено возмещение, исполнение признаётся надлежащим и завершённым.

Поэтому, если ДТП было оформлено с помощью европротокола, а страховая выплатила с учётом износа недостаточно, то взыскать разницу без учёта износа ни с виновника аварии, ни со страховой в 2020 году уже нельзя.

Как взыскать износ с виновника?

Если вы оказались потерпевшей стороной в ДТП, то инструкция по взысканию по ОСАГО износа достаточно проста.

Ситуация с получением возмещения от страховой стандартна:

  1. на основании документов и вместе с ними вы подаёте заявление о получении возмещения по ОСАГО в страховую компанию,
  2. в течение 20 дней после подачи всех документов страховая обязана произвести выплату или дать направление на ремонт (на своё усмотрение),
  3. по итогам выплаты вы понимаете, что суммы недостаточно, либо направление на ремонт сопровождается требованием доплатить автосервису, так как работники последнего не соглашаются ремонтировать авто за те деньги, что перечислила им страховая.

И теперь для вас возможны 2 варианта взыскания денег.

Первый способ

  1. вы не рассчитываете отдельно сумму, подлежащую возмещению, а вместо этого получаете в страховой акт расчёта – там всегда будут указаны 2 суммы: с износом и без; у нас есть специальная статья о том, как получить акт калькуляции страховой,
  2. далее вам нужно в первую очередь предложить виновнику в добровольном порядке предложить возместить разницу с учётом износа,
  3. в случае отказа необходим написать досудебную претензию виновнику, где привести расчёт, приложить копию акта расчёта страховой и преложить возместить указанную сумму в разумный срок (указывается обычно от 10 до 20 дней),
  4. в случае неудовлетворения “досудебки” вам следует подавать иск в суд на виновника, иск подаётся в мировой суд, если стоимость спора по износу не превышает 50 тысяч рублей, или в районный, если превышает; иск подаётся по месту нахождения ответчика – то есть по адресу регистрации виновника.

Второй способ

Второй вариант аналогичен первому, с теми лишь различиями, что:

  • вместо получения акта расчёта страховой вы заказываете независимую экспертизу, по результату которой получаете новую оценку ущерба, которая, как правило, выше расчёта страховой, но экспертиза тоже стоит отдельных денег (которые в случае выигрыша суда также возмещаются виновником),
  • подаёте досудебную претензию уже по двум адресатам:
    • в страховую – разницу между выплаченной суммой с учётом износа и рассчитанной независимым экспертом также с учётом,
    • виновнику – разницу между оценкой суммы без учёта износа независимым экспертом и оценкой с учётом износа по расчёту также независимой экспертизы,
  • в случае отказа в удовлетворении досудебки вы также подаёте в суд на этих ответчиков; при этом, иск подаётся один, но указываются оба ответчика с просьбой установить надлежащего ответчика и соответчика.

На этапе подачи иска в суд крайне рекомендуем обратиться к экспертному юристу, так как само написание искового заявления – процедура непростая, а в суде есть ещё ряд тонкостей, которые нужно знать. Так, вам необходимо будет по запросу судьи подтвердить реальные расходы на восстановление автомобиля.

Образец претензии виновнику

Ниже приводим бланки-образцы 2 претензий по указанным выше инструкциям возмещения амортизации с виновника ДТП: по акту расчёта страховой и по независимой экспертизе.

В страховую также необходимо подать “досудебку”, просто изменив требование и приложив те же документы.

Обратите внимание, что под копиями акта расчёта подразумеваются не отксерокопированные документы, а копии, полученные у соответствующей организации (страховой или независимого эксперта) и заверенные ими (подпись и печать или штамп).

В обоих случаях потерпевший в случае отказа в удовлетворении досудебного требования также может предъявить возмещение морального среда, но уже в рамках иска в суд.

Что говорит о взыскании износа по ОСАГО судебная практика 2020 года?

Чаще всего при подаче иска в суд таковой подлежит удовлетворению. Но есть и обратные решения в судебной практике. Здесь следует уточнить несколько тонкостей:

  • довольно часто судья может потребовать от истца, помимо представленного акта расчёта или независимой оценки, доказательства фактически понесённых расходов на восстановление авто – чеки, акты выполненных работ, заказ-наряды из автосервиса о том, что вы, действительно, потратили запрашиваемые с виновника в виде износа деньги; но если автомобиль вы продали, то судья поймёт, что объективно подтвердить затраты вы не сможете,
  • нередко ответчик может ходатайствовать (просить) суд о проведении судебной экспертизы, которая может насчитать совсем иную сумму ущерба, поэтому, если вдруг эксперт оказался вашим знакомым, который специально насчитал очень много, то в итоге вы получите денег столько, сколько начитает судебный эксперт, плюс понесёте расходы на оплату судебной экспертизы, которая может стоить очень дорого (в среднем от 20 до 40 тысяч рублей),
  • в суде вы не можете требовать с виновника то, что могли бы требовать от страховой – штраф за неудовлетворение досудебной претензии и неустойку за просрочку выплаты,
  • если вы наймёте юриста для представления ваших интересов в суде, то они также возмещаются вам проигравшей стороной.

Решения судов о взыскании с виновника ущерба без учёта износа

  • Оренбургский суд частично удовлетворил иск автолюбителя к страховой и напрямую к виновнику ДТП по ОСАГО, взыскав с виновника разницу суммы без учёта износа, а со страховой уменьшив неустойку.

  • Суд в Саратове же постановил отказать в возмещении потерпевшему в аварии на основании того, что тот не предоставил доказательств фактически понесённых расходов на ремонт, а Постановление Конституционного суда не предполагает безусловного взыскания изнашивания авто с виновника без доказательств фактически понесённых затрат на оплату услуг автосервиса и покупки деталей.
  • Ещё один отклонённый иск к виновнику о взыскании без учёта износа при полученной компенсации со страховой с учётом такового. В удовлетворении иска отказано, так как истец не предоставил доказательств фактически понесённых расходов.

Как избежать взыскания износа самому виновнику?

Теперь поговорим о ситуации избегания такого требования по ОСАГО, заняв другую сторону – виновника ДТП.

Как видно из судебной практики 2020 года выше, отказу в таком взыскании чаще всего подлежат иски, где истец не смог подтвердить реально понесённые расходы на ремонт транспортного средства. При этом, чаще всего экспертная оценка бывает значительно выше, чем можно фактически отремонтировать автомобиль по сумме.

Но плохие новости заключаются в том, что, к сожалению, если потерпевший всё может представить в суде доказательства фактически понесённых расходов, и они будут выше выплаченных ему денег страховой компанией по ОСАГО, то судья с большой долей вероятности удовлетворит иск, а вместе с ним и услуги представителя истца, расходы на экспертизу и моральный вред.

Таким образом, вам придётся выбрать из двух зол:

  • выплатить указанную разницу по износу в досудебной претензии потерпевшего, где сумма по экспертной оценке, скорее всего, будет завышена,
  • ожидать суда, где истец может и не подтвердить реально затраченные деньги расходы на ремонт, и судья откажет в иске, либо сможет, но тогда сумма, скорее всего, окажется меньше той, что указана в “досудебке”, но вам также придётся выплатить услуги представителя, а также небольшой моральный вред.

Источник: https://TonkostiOSAGO.ru/obrashchenie-za-vozmeshcheniem/iznos-s-vinovnika-dtp-po-osago-kak-vzyskat-naskolko-zakonno-i-kak

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.