Возмещение ущерба без учета износа

Нет возмещению вреда с учетом износа. Новая позиция ВС РФ. – Адвокат Изосимов Станислав Всеволодович – Статьи

Возмещение ущерба без учета износа

В случае ДТП полис ОСАГО должен защищать виновника аварии от финансовых потерь и гарантировать пострадавшему водителю возмещение ущерба.

Практика, в том числе и судебная, показывает, что это не так, раньше полис ОСАГО защищал только виновника ДТП, не позволяя пострадавшему получить полное возмещение ущерба, а 10 марта 2020 марта Конституционный суд РФ вынес Постановление № 6-П, которое вносит изменения в порядок компенсации убытков при авариях, теперь закон об ОСАГО не только не направлен на защиту интересов пострадавшего в ДТП, а защищает исключительно интересы страховых компаний!

Что изменилось?

В рамках ОСАГО полученные в аварии повреждения оценивались с учетом износа комплектующих (за исключением отдельных групп). Рассчитанная страховщиком сумма обычно не покрывала всех затрат на ремонт автомобиля.

Если при оценке оказывалось, что ремонт обойдется в сумму, которая превышает лимит компенсации по ОСАГО, разницу взыскивали с виновника аварии.

Износ запчастей при этом также учитывался и пострадавший вынужден был искать б/у запчасти для ремонта своего авто.

В марте 2017-го года Конституционный суд постановил, что при взыскании ущерба с виновного в ДТП водителя степень износа комплектующих учитывать не стоит.

В сумму компенсации включается стоимость новых запчастей и фактически понесенных расходов.

При этом страховщик компенсирует ущерб как раньше, рассчитывая размер выплаты по Единой Методике (следует читать «по кривым справочникам РСА») да еще и с учетом степени износа.

Последствия этого решения Конституционного суда однозначно негативные для всех участников ДТП, кроме страховщиков:

  • бремя компенсации убытков в большей степени возлагается на виновника ДТП (чья автогражданская ответственность должна быть защищена полисом ОСАГО). Страховая компания возмещает ущерб по Единой Методике ЦБ РФ, учитывая износ комплектующих (при денежной выплате). При натуральном возмещении лимит компенсации по ОСАГО продолжает действовать. Если пострадавший в аварии автовладелец не удовлетворен, он не может предъявлять финансовые претензии к страховщику, а вынужден обращаться к виновнику ДТП, не учитывая износ комплектующих. Например, если на 20-летней иномарке повреждено и должно быть заменено ржавое крыло, ответчик должен будет оплатить стоимость новой кузовной детали;
  • для пострадавших водителей получение компенсации усложняется. Требовать возмещения убытков от виновника ДТП можно только через суд. Финансовые претензии при этом нужно обосновать, выполнив оценку повреждений, рассчитав стоимость восстановительного ремонта. Даже если суд примет решение в пользу истца, нет гарантий, что компенсация будет получена пострадавшим — исполнительное производство может затянуться на годы.

Перечень деталей на которые не начисляется процент износа по ОСАГО

УТВЕРЖДЕНА приказом Минтранса России от ____________№_____

Номенклатура комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств

1. Подушки безопасности (устройства, устанавливаемые на транспортном средстве, которые в случае удара транспортного средства автоматически раскрывают эластичный компонент, предназначенный для поглощения энергии удара посредством сжатия содержащегося в нем газа). 2.

Ремни безопасности, включая замки крепления, устройства натяжения и ограничения усилий, детские удерживающие устройства. 3. Баллоны конденсационные пневматической системы тормозов. 4. Влагоотделители пневматической системы тормозов. 5. Воздухораспределители пневматической системы тормозов. 6. Головки соединительные пневматической системы тормозов. 7.

Датчики пневматической системы тормозов. 8. Камеры тормозные пневматической системы тормозов. 9. Клапаны перепускные пневматической системы тормозов. 10. Клапаны защитные пневматической системы тормозов. 11. Клапаны ускорительные пневматической системы тормозов. 12. Клапаны управления тормозами прицепа пневматической системы тормозов. 13.

Компрессоры пневматической системы тормозов. 14. Краны тормозные пневматической системы тормозов. 15. Краны разобщительные пневматической системы тормозов. 16. Краны управления тормозами прицепа пневматической системы тормозов. 17. Манометры пневматической системы тормозов. 18. Регуляторы давления пневматической системы тормозов. 19.

Регуляторы тормозных сил пневматической системы тормозов 20. Редукторы пневматической системы тормозов. 21. Ресиверы (баллоны воздушные) пневматической системы тормозов. 22. Трубопроводы пневматической системы тормозов. 23. Фильтры воздушные пневматической системы тормозов. 24. Измерительные устройства электронно-пневматических тормозных систем. 25.

Электронные блоки управления электронно-пневматических тормозных систем. 26. Исполнительные механизмы электронно-пневматических тормозных систем. 27. Бачки расширительные главного тормозного цилиндра гидравлической системы тормозов. 28. Клапаны выпуска воздуха гидравлической системы тормозов. 29. Регуляторы тормозных сил гидравлической системы тормозов. 30.

Насосы вакуумные гидравлической системы тормозов. 31. Трубопроводы гидравлической системы тормозов. 32. Усилители гидравлической системы тормозов. 33. Цилиндры главные тормозные гидравлической системы тормозов. 34. Цилиндры рабочие тормозные гидравлической системы тормозов. 35. Аккумуляторы давления антиблокировочной тормозной системы. 36.

Блоки управления антиблокировочной тормозной системы. 37. Датчики скорости вращения колеса антиблокировочной тормозной системы. 38. Насосы антиблокировочной тормозной системы. 39. Реле гидравлического насоса антиблокировочной тормозной системы. 40. Реле магнитного клапана антиблокировочной тормозной системы. 41. Барабаны тормозные. 42. Датчики износа тормозных колодок. 43.

Датчики положения педали тормоза. 44. Диски тормозные. 45. Индикаторы неисправности тормозной системы. 46. Кронштейны крепления педали тормоза. 47. Колодки тормозные. 48. Колодочный тормоз трамвая. 49. Механизмы тормозные в сборе. 50. Накладки тормозные. 51. Педали тормоза. 52. Пружины педали тормоза. 53. Пружины тормозных колодок. 54. Пылезащитные чехлы тормозной системы.

55. Регулировочные механизмы барабанного тормоза. 56. Регуляторы давления тормозной системы. 57. Рельсовый тормоз трамвая. 58. Рычаги поворотные тормозного механизма. 59. Рычаги (ручки) ручного тормоза мотоциклов. 60. Суппорты. 61. Тяги педали тормоза. 62. Аккумуляторы давления рулевого управления. 63. Бачки расширительные насоса гидроусилителя рулевого управления. 64.

Валы рулевого привода. 65. Картеры рулевого механизма. 66. Клапаны управления гидравлического усилителя руля. 67. Колеса рулевые. 68. Колонки рулевого управления. 69. Кулаки поворотные рулевого управления. 70. Манжеты рулевого механизма. 71. Механизмы рулевые в сборе. 72. Наконечники рулевой тяги. 73. Насосы гидроусилителя рулевого управления. 74.

Опоры промежуточные рулевого привода. 75. Радиаторы масляные гидравлического усилителя рулевого управления. 76. Распределитель рулевого усилителя. 77. Шестерни рулевого механизма. 78. Рейки рулевые. 79. Ремни насоса гидравлического усилителя руля. 80. Сошки. 81. Трубопроводы гидроусилителя рулевого управления. 82. Тяги и рычаги рулевые. 83.

Усилители гидравлические рулевого управления. 84. Усилители электрические рулевого управления. 85. Цилиндры силовые рулевых усилителей. 86. Шарниры рулевого управления. 87. Рули мотоциклетного типа. 88. Демпферы руля мотоциклов. 89. Тросы управления тормоза мотоциклом. 90. Брусы тяговые сцепных устройств. 91. Головки сцепные. 92. Кронштейны тяговых сцепных устройств. 93.

Крюки запорные сцепных устройств. 94. Опорно-сцепные устройства. 95. Подушки резиновые сцепных устройств. 96. Пружины сцепных устройств. 97. Сцепные устройства крючкового типа. 98. Тяги сцепные. 99. Фланцы соединительные сцепных устройств. 100. Шаровые наконечники сцепных устройств. 101. Шкворни сцепные. 102. Сцепные устройства трамвая.

Куда применяется постановление КС от 10.03.2017 г?

Страховые компании повально начали пользоваться этим постановлением.

Если в ДТП пострадал автомобиль застрахованный по КАСКО, то страховщики забывают о недавней экономии, проявляют лояльность к своему страхователю, и с невиданной легкостью отправляют такие автомобили, не глядя на их возраст, на дилерские станции.

Где ремонтируют их по завышенным (по сравнению с обычными СТОА) ценам. А спустя некоторое время предъявляют иск к виновнику ДТП*, требуя доплаты разницы между выплатой по ОСАГО и фактическим ремонтом, даже если ущерб не превышает лимита выплаты страховой компании.

Приведем пример: пострадавший автомобиль Toyota Land Cruiser 200 год выпуска 2014 застрахован по КАСКО и получил повреждения в виде разбитого переднего бампера, который надо менять. Ремонт на дилерской станции составит ориентировочно 45 тысяч рублей.

Стоимость бампера у дилера около 33 тысяч и работы по замене и окраске около 12 тысяч. Компенсационная выплата по ОСАГО составит примерно 11-12 тысяч рублей. Бампер по справочнику РСА — 6 тыс. рублей (минус износ — процентов 30-40) остается 4 тыс. рублей, работы по замене и окраске по Единой Методике примерно 7 тыс. рублей.

Значит виновник должен доплатить. Внимание!!! 45-11=34 тысячи рублей! И главное – все по закону!!!

Возникает резонный вопрос: Зачем нужна такая страховка?

Ответить на него, на текущий момент, мы не в состоянии.

Как виновнику избежать взыскания

Если рассматривать ситуацию со стороны виновника аварии, то, для него прогнозы неутешительны. Как показывает судебная практика 2019 года, вероятность отказа в удовлетворении требований истца присутствует.

Важно! Чаще всего вынесение решений не в пользу заявителей обусловлено тем, что последние не в состоянии доказать величину реальных расходов на ремонт автомобиля. При этом суммы, фигурирующие в отчетах независимых экспертов, значительно завышены.

Однако если потерпевшему все-таки удастся представить убедительные доказательства, ответчика обяжут возместить не только сумму ущерба, но и расходы, связанные с оказанием юридических услуг, оплатой услуг оценщика, а также моральный вред.

В связи с такой перспективой виновнику аварии предстоит непростой выбор:

  • возместить разницу по износу в досудебном порядке с переплатой, так как эксперт с высокой долей вероятности рассчитает большую сумму;
  • попробовать отстоять свою позицию в суде, надеясь на то, что истец не сможет подтвердить произведенные расходы и выплатить в итоге меньшую сумму возмещения, чем заявлена в претензии. Тем не менее, в этом случае суд дополнительно взыщет стоимость услуг представителя и небольшую сумму морального вреда.

Посмотрите видео. Что делать, если страховая мало заплатила или отказала в страховой выплате:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно!

Или позвоните нам по телефонам:+7-495-899-01-60Москва, Московская область

Источник: https://regalos.ru/starhovka/bez-iznosa.html

Осаго без износа

Возмещение ущерба без учета износа

ОСАГО уже шесть лет помогает потерпевшим получить компенсацию после аварии. Или не помогает — бывает и такое. Но больше всего нареканий вызывает то, что выплаченные суммы не покрывают расходов на ремонт. В причинах недовольства разбирался Сергей Смирнов.

Сергей Смирнов

Сергей Смирнов

ИЗНОШЕННЫЕ ПРАВИЛА

Итак, суть большинства жалоб на страховые компании: денег, полученных по ОСАГО, не хватает на полноценный ремонт. Проблема в следующем.

Страховые компании определяют сумму ущерба по специальным правилам, где записано: при определении размера восстановительных расходов учитывается износ деталей (пункт 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; утверждены постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 года № 263).

Другими словами, чем старше автомобиль, тем меньше денег заплатит страховая компания. Именно это положение и не дает большинству потерпевших отремонтировать поврежденные автомобили на деньги, полученные по страховке.

Новый бампер взамен разбитого на пятилетний автомобиль? Не положено! Ведь старый стал за эти годы дешевле вполовину; значит, такой и нужно искать для замены. Только где его взять? Вот и приходится пострадавшим доплачивать свои кровные для покупки новой детали.

Я здесь не рассматриваю случаи возможного мошенничества — это другая тема. Но насколько вообще законно такое положение?

КТО ВАЖНЕЕ?

Вообще-то, закон закрепляет за потерпевшими право полного возмещения убытков (статьи 15 и 1064 Гражданского кодекса РФ). То есть потерпевший вправе требовать компенсации всех расходов, необходимых для ремонта автомобиля. Возмещение ущерба в рамках ОСАГО должно производиться на основании федерального закона от 25.04.

2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и принятых позже (но в соответствии с этим же законом) Правил ОСАГО.

В законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» не предусмотрено ограничение страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество на момент причинения вреда. То есть страховая выплата по ОСАГО должна производиться без учета износа.

Но при этом в Правилах ОСАГО появился злосчастный пункт про износ! Выходит, это положение противоречит закону. Но, похоже, такая ситуация вполне устраивает страховщиков, и при расчетах они пользуются именно Правилами — в таком случае им надо платить меньше.

В законе об ОСАГО не предусмотрено ограничение страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество на момент причинения вреда. То есть страховая выплата должна производиться без учета износа!

СУДЕБНО-СТРАХОВОЙ СОЮЗ

Вынужден констатировать: суды общей юрисдикции, где рассматривают споры между автовладельцами и страховщиками, в большинстве случаев занимают позицию последних. Так уж повелось на практике, и такую точку зрения поддержал Верховный суд (решение ВС РФ от 25.11.2003 года № ГКПИ03–1266).

Суд указал, что положения пункта 63 Правил ОСАГО о необходимости учета износа деталей полностью соответствуют требованиям статьи 15 ГК РФ, поскольку позволяют… «потерпевшему отремонтировать автомобиль и исключить обогащение с его стороны». Честно говоря, с точки зрения обычного человека, решение абсурдное.

Как можно отремонтировать автомобиль, если вместо необходимых, к примеру, 100 тысяч рублей страховая компания выплачивает половину? А если поставить новые детали подвески вместо изуродованных в аварии — выходит, водитель при этом обогатится? И еще: учел ли суд, что установка бэушных деталей противоречит другому закону — «О безопасности дорожного движения»?

Словом, решение ВС вызывает немало вопросов. Поэтому даже не все суды (!) занимают такую же позицию. И нередко принимают решения в пользу автовладельцев. Не так давно мне удалось добиться взыскания со страховой компании выплаты без учета износа (ЗР, 2009, № 10). Поэтому попытаюсь изложить свои доводы для тех, кто окажется в сходной ситуации.

Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации (ВАС РФ) пришел к выводу, что страховое возмещение по ОСАГО должно выплачиваться без учета износа (постановление Президиума ВАС РФ от 20.02.2007 года № 13377/06).

Поводом для этого стал спор между двумя страховыми компаниями о взыскании ущерба, причиненного застрахованным лицом.

ВАС как раз руководствовался положениями закона (он принят Госдумой), как акта, имеющего большую юридическую силу по сравнению с Правилами (утверждены Правительством РФ), и удовлетворил требование страховой компании о возмещении ущерба в размере стоимости ремонта автомобиля без учета его износа.

Правда, это постановление обязательно к исполнению только в арбитражных судах (они решают споры между юридическими лицами), но никто не запрещает применять его «по аналогии». В таком случае появляются шансы реально отстоять свои интересы и в судах общей юрисдикции.

Как я уже говорил, мне уже удавалось сделать это, причем дважды. К сожалению, прецедентное право у нас в стране не работает, каждый раз приходится собирать всю юридическую доказательную базу заново.

Но я все-таки надеюсь на то, что порочная практика, когда суды однозначно толкуют положения закона в пользу страховой компании, изменится, а принципиальное противоречие между двумя актами будет устранено.

А пока советую читателям, у которых возникли аналогичные споры со страховыми компаниями, требовать выплаты без учета износа, не бояться отстаивать свои права в суде.

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/124560-osago_bez_iznosa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.