Виновник дтп осаго потерпевший каско

Содержание

Чья страховая компания выплачивает компенсацию при ДТП — виновника или пострадавшего: распространённые ситуации

Виновник дтп осаго потерпевший каско

Автомобильная авария может произойти с каждым водителем, и страховка должна помочь ему возместить убытки. На российском рынке существует 2 варианта страховки — ОСАГО и КАСКО, действие которых имеет свои особенности. Ниже приводится информация о том, кто и как выплачивает ущерб при ДТП, а также рассматриваются наиболее часто возникающие страховые случаи.

Кто выплачивает компенсациюСтраховщикВиновникРСАВ каких случаях и что можно взыскатьЕсли у пострадавшего нет полисаЕсли виновник при аварии погибаетvar index=document.getElementsByClassName ('index-post');if (index.

length>0) {var contents=index [0].getElementsByClassName ('contents');if (contents.length>0) {contents=contents [0]; if (localStorage.getItem ('hide-contents') === '1') {contents.

className+=' hide-text'}}}

Кто выплачивает компенсацию

ОСАГО является обязательной системой страхования, поэтому такой полис должен быть у всех водителей. Он страхует ответственность страхователя перед остальными участниками движения.

Оформление КАСКО является добровольным и может дополнять обязательный полис, при этом такая страховка защищает конкретное транспортное средство от различных рисков (ДТП, угон, стихийные бедствия и др.).

Выплата компенсации будет зависеть от того, кто признан виновным в произошедшем ДТП и какие страховки оформлены у всех сторон происшествия.

Знаете ли вы? Первая зарегистрированная авария произошла с участием электромобиля, который столкнулся с велосипедом в 1896 г. в Нью-Йорке.

Страховщик

Выплата полиса ОСАГО возможна только для водителя, признанного пострадавшим. При этом платёж осуществляет компания виновного водителя.

Сумма компенсации зависит от вида ДТП и составляет:

до 500 000 руб. при нанесении вреда жизни или здоровью потерпевшего;до 400 000 руб. в случае повреждений транспортного средства.

Потерпевший подаёт заявление в свою компанию, если:

в аварию попало только 2 машины и обе стороны имеют действующий полис ОСАГО;вред причинён только транспортному средству.

В других случаях заявление следует направить в компанию виновника ДТП.

Полис КАСКО обещает выплату ущерба владельцу полиса.

Для виновника ДТП, имеющего оба вида страховки, средства распределяются так:

ОСАГО выплачивает компенсацию потерпевшему;КАСКО оплачивает ремонт автомобиля виновника.

Если КАСКО есть у потерпевшей стороны, она покрывает ущерб в таких случаях:

если у виновника нет действующего ОСАГО;если виновник ДТП не установлен;если сумма ущерба превышает лимит ОСАГО.

Важно! Подать заявление в страховую компанию на выплату ОСАГО следует в течение 5 дней после ДТП.

Виновник

Виновник напрямую (личными средствами) отвечает перед потерпевшим, если у него отсутствует обязательная страховка и потерпевший обращается за выплатой ущерба в суд.

Потерпевший может также захотеть возмещения морального ущерба, упущенной выгоды и компенсации разницы между реальным ущербом и платежом ОСАГО.

Эти претензии не относятся к действию ОСАГО, оформленной виновником, и покрываются уже непосредственно ним самим. Выплачивать компенсацию по ОСАГО самостоятельно будет и водитель, у которого был доказан факт опьянения или который отказался пройти медицинское освидетельствование.

РСАРоссийский союз автостраховщиков (РСА) имеет гарантийный фонд для случаев, когда полис водителя был оформлен в обанкротившейся или покинувшей рынок компании.

В такой ситуации союз обеспечивает компенсационную выплату за вред здоровью или жизни, а также имуществу потерпевшего.

Обратиться в РСА можно в случае причинения вреда здоровью или жизни (не машине), когда виновник аварии неизвестен или у него нет полиса ОСАГО.

Рекомендуем для прочтения:

Что делать, если страховая отказывается ремонтировать машину

Всё о досудебной претензии виновнику ДТП без полиса ОСАГО

Бесконтактное ДТП: что делать, куда обращаться, ОСАГО

Чья страховая компания возмещает ущерб при ДТП пострадавшему

В каких случаях и что можно взыскать

Каждый страховой случай может иметь особенности, существенно влияющие на сумму и порядок получения выплат.

Чаще других встречаются варианты:

оформление ДТП без ГИБДД (европротокол). Допускается при столкновении не более двух машин, чьи водители имеют ОСАГО, и отсутствии пострадавших. Соответствующий бланк выдаётся вместе с полисом ОСАГО каждому водителю при заключении страхования.

Он должен быть разборчиво заполнен от руки обеими сторонами ДТП и передан в страховую компанию спровоцировавшего ситуацию водителя в течение 5 дней. По европротоколу максимальная сумма выплат составляет 100000 руб., а если машина оборудована системой «Эра-ГЛОНАСС» или при оформлении использовалось мобильное приложение «ДТП.

Европротокол» — 400000 руб. ;несогласие потерпевшего с оценкой ущерба. Для определения суммы выплат страховщик проводит собственную экспертизу. Если её результат не устраивает потерпевшего, он имеет право провести независимую оценку и обратиться в суд за выплатой оспариваемых средств.

При этом страховщик должен выплатить неоспариваемую сумму, а в случае положительного решения суда — доплатить остаток и возместить расходы на судовой процесс;выплаты пострадавшим.

Согласно разъяснениям Верховного суда, пострадавший пассажир автомобиля может получить выплаты от всех страховщиков ОСАГО, чьи водители участвовали в аварии. При этом дополнительные расходы (например, стоимость лечения) компании возмещают солидарно.

Если у пострадавшего нет полиса

При отсутствии обязательной страховки у пострадавшего сохраняется право на получение компенсации. При этом он будет обязан уплатить штраф за вождение автомобиля без полиса ОСАГО.

Если виновник при аварии погибает

Страховщик обязан провести выплату ущерба даже в случае гибели страхователя. Если в ходе расследования будет доказано, что клиент в момент ДТП был нетрезв, компания взыщет выплаченные пострадавшим средства с наследников виновного. Размер долга, переходящего к наследнику, не может быть больше общей стоимости имущества, принадлежавшего погибшему.

Знаете ли вы? Согласно исследованиям американских и английских учёных, вероятность смертельного исхода при столкновении пешехода с автомобилем на скорости 32 км/ч составляет 5%, а на скорости 64 км/ч этот показатель вырастает до 85%.

Если у погибшего водителя не было полиса ОСАГО, за возмещением ущерба следует обращаться в суд, вызывая ответчиком наследников виновного. Для этого необходимо подождать, пока произойдёт вступление в наследство (до 6 месяцев). Если никто не примет наследство, оно переходит к государству, которое по решению суда и выплачивает долг, реализуя имущество виновника на аукционе.

В спорных случаях автомобилисты могут бесплатно обратиться к финансовому омбудсмену или оспорить решение страховой компании в суде.

Получение страховых выплат значительно упрощается при наличии действительных полисов обязательного страхования у всех участников ДТП. Своевременно обратившись к страховщику, можно рассчитывать на компенсацию вреда транспортному средству и пострадавшим.

Источник: https://auto.rambler.ru/roadaccidents/42636754-chya-strahovaya-kompaniya-vyplachivaet-kompensatsiyu-pri-dtp-vinovnika-ili-postradavshego-rasprostranennye-situatsii/

Действия при ДТП и получение выплаты, если есть КАСКО и ОСАГО

Виновник дтп осаго потерпевший каско

Несмотря на то, что водитель может эксплуатировать ТС со всей тщательностью и внимательностью, нередки случаи, когда аварии происходят из-за другой стороны происшествия. Полис гражданского автострахования ОСАГО предоставляет возможность выплаты компенсации, не превышающей 400 000 – 500 000 рублей, но наиболее полную защиту дает страховка КАСКО.

Следовательно, собственники, приобретающие транспортные средства из салона чаще всего приобретают сразу оба варианта полиса, подстраховывая себя от большего количества происшествий на дорогах, тем более, что ОСАГО является обязательным. Однако каким образом поступать, если авария все же произошла?

Порядок действий при ДТП, если есть КАСКО и ОСАГО

Для понимания механизма выплаты компенсационного возмещения, при наличии обоих видов страхования, рекомендуем рассмотреть отличия типов страхования КАСКО и ОСАГО.

  • Полис ОСАГО возмещает потери иной стороне происшествия, если есть доказательства того, что он не стал виновником в этом происшествии
  • Полис КАСКО в любой ситуации восстанавливает ТС держателя полиса, причем неважно, кто является виновной стороной в этом происшествии.

Следовательно, если владелец ТС не является причиной возникновения аварии и обладает полисами страхования как ОСАГО, так и КАСКО, он получит компенсационные выплаты практически в любой вышеописанной ситуации.

Если держатель полиса окажется причиной случившегося происшествия, его ТС также будет восстановлено, а потерпевший может рассчитывать на компенсационные выплаты в размерах, не превышающих 400 000 – 500 000 рублей.

Действия водителя при ДТП

Вероятность получения компенсационных выплат напрямую зависит от порядка процессов, которые будут совершать стороны аварии. Нарушения в процессах и неверно заполненная документация может привести к отказу в выплатах компенсационного возмещения от страховой компании.

Законодательство Российской Федерации содержит свод правил, на основании которых и строится последовательность действий при аварии с участием держателей страховок КАСКО и ОСАГО:

  • После случившегося происшествия нужно поставить ТС на «аварийку», разместить на дороге аварийный знак. Проверить, если ли граждане, пострадавшие в результате происшествия и вызвать бригаду скорой помощи при наличии таковых. Следует помнить о том, что другая сторона происшествия может находиться в состоянии шока, что необходимо учесть при диалоге, независимо от того, кто стал причиной происшествия.
  • Обращения к инспекторам Госавтоинспекции обязательно только в той ситуации, если есть пострадавшие или сумма материального ущерба превышает 100 000 рублей. В иной ситуации можно обойтись оформлением происшествия посредством Европротокола.
  • До того, как прибудут инспекторы Госавтоинспекции, рекомендуется создать фото и видеоматериалы, содержащие информацию касательно происшествия. Транспортное средство должно быть недвижимо, а на фото и видеоматериалах должны присутствовать номера поврежденных транспортных средств.
  • Обратите внимания на то, каким образом заполняется протокол сотрудника Госавтоинспекции. Рекомендуем проконтролировать все этапы заполнения документации очень внимательно.
  • По возможности постарайтесь получить показания свидетелей и зафиксировать их либо в письменном виде, либо в виде видеозаписи. Эти сведения помогут в дальнейшем более детально разобрать ситуацию и добиться получения положенных выплат.
  • После составления всей необходимой документации, в частности, протокола, стороны аварии должны внимательно его прочесть, и, если данные в протоколе сходятся с настоящим положением дел, подписать его.

Если водитель решит оформить происшествие с помощью Европротокола, то обязательно стоит провести проверку водительского удостоверения виновной стороны происшествия по информационным базам Госавтоинспекции.

Эту процедуру нужно провести для того, чтобы убедиться в подлинности и актуальности действия документа, так как если он будет просрочен либо будет являться подделкой, то добиться получения компенсационных выплат будет довольно сложно.

Что следует делать дальше? Подготавливаем пакет необходимой документации для ее предоставления страховщику.

Для подтверждения того, что страхователь вовремя обратился к страховщику по вышеописанному инциденту нужно получить извещение в письменной форме.

Документацию с приложенным заявлением можно предоставить как лично, так и с помощью курьерской службы, разумеется, с уведомлением о доставке.

После того, как все процедуры будут соблюдены, владелец ТС может получить компенсацию в следующем виде:

  • Натуральное возмещение. Полис обязательного автострахования, как уже обсуждалось выше, позволяет погасить стоимость ремонтных работ в пределах 400 000 рублей, которые и будут реализованы в автосервисе-партнере страховщика.
  • Выплата по полису КАСКО, причем размер этой выплаты покроет весь нанесенный ущерб.
  • Восстановление ТС на основании оценки специалиста (как сотрудника страховщика, так и независимого специалиста). Причем неважно, насколько большим может быть размер урона причиненного ТС.
  • Компенсация начисляется на счет кредита, если в происшествии участвовало транспортное средство, находящееся в залоге, и приобретенной с помощью банка.

Куда обращаться, если у тебя есть КАСКО и ОСАГО

С какими организациями придется контактировать для того, чтобы грамотно оформить все процессы получить компенсационные выплаты от страховщика?

В зависимости от стадии процедуры, оформление ДТП как страхового случая требует от участника взаимодействия с несколькими инстанциями:

  • Госавтоинспекция – непосредственно после происшествия.
  • Страховщик – для предоставления необходимого пакета документации, оповещения о страховом случае и подачи заявления, приложенного к пакету документов.
  • Специалист, проводящий оценку – для выяснения суммы, требуемой для восстановления ТС или выплаты в денежном эквиваленте.

Самым важным звеном в принятии решения о сумме компенсационной выплаты является страховая организация. Но стоит учитывать тот факт, что страховщик принимает решение, опираясь на сведения, которые будут предоставлены работником ГИБДД и специалистом-оценщиком.

Если держатель полиса в результате происшествия стал его виновником, то пробовать получить компенсацию посредством полиса ОСАГО бесполезно, так как в этой ситуации работает только полис КАСКО.

Трудности с выбором организации, к которой планирует обращаться держатель полиса, могут возникнуть в той ситуации, когда он не является виновной стороной в аварии и имеет возможность получения компенсационных выплат как по КАСКО, так и по ОСАГО.

Суть в том, что законодательство регламентирует процессы обращения к страховым организациям касательно выплат компенсаций, и, если держатель полисов решит одновременно подать документы к обоим страховщикам, такая процедура будет классифицироваться как мошенническая.

Владельцу ТС стоит делать выбор между страховыми компаниями, опираясь на следующие факторы:

  • Обращение по полису КАСКО даст возможность отремонтировать автомобиль, независимо от того, какая сумма потребуется для полного восстановления. Однако стоит иметь в виду то, что впоследствии оформление полиса обойдется ощутимо дороже, так как в истории держателя полиса будет содержаться заметка об обращении по страховому случаю.
  • Восстановление ТС посредством полиса ОСАГО ограничивает сумму возможного ремонта до 400 000 рублей, но повышение цены на последующую покупку полиса не будет таким ощутимым.
  • Если ТС само по себе дорогое, то полис ОСАГО, вероятнее всего, не сможет покрыть необходимых расходов, требуемых для полного восстановления автомобиля. Следовательно, в этой ситуации логичнее обращаться к страховщику, который предоставил вам полис КАСКО.

Можно сделать вывод, что применение полиса КАСКО, если в наличии есть еще и полис ОСАГО, невыгодно. Помимо этого, если держатель полиса не оказывается виновной стороной, а сумма нанесенного урона относительно мала, можно поступить следующим образом:

  • Оформление происшествия согласно Европротоколу.
  • Обращения к страховщику, предоставившему полис ОСАГО.

Необходимые документы

При обращении к своему страховщику владелец ТС составляет заявление и передает список документов по текущей аварии. Пакет документации, который потребуется для возмещения ущерба, как по ОСАГО, так и по КАСКО почти идентичны, с небольшими отличиями.

В случае работы с ОСАГО нужно будет передать страховщику ПТС, паспорт гражданина РФ, водительские права и саму страховку.

Также понадобится обратиться в отделение Госавтоинспекции, это нужно для того, чтобы на руках имелось подтверждение факта свершившегося происшествия. В отделении нужно будет забрать справку о происшествии и копию протокола.

Иногда может потребоваться судебное постановление. Для обращения по ОСАГО нужно будет предоставить бумагу, подтверждающую факт прохождения технического осмотра.

Как происходит возмещение на практике

Наиболее частой причиной для принятия решения об отказе от страховщика является несвоевременное соблюдение процедур обращения к страховой организации. Выясняя количество времени, которое дается для извещения страховой организации об инциденте, прочтите соглашение о страховании, в нем должна содержаться эта информация.

Обращение к страховой организации должно быть произведено не позднее, чем через 5 суток после свершившегося происшествия. Приобретение полиса ОСАГО – обязательное условие для эксплуатации автомобиля. Но, если вы не являетесь виновником происшествия, прибегать к услугам страховщика вам не потребуется, так как восстановление вашего ТС будет оплачено с помощью страховщика виновной стороны.

КАСКО же работает во всех ситуациях, вне зависимости от того, кто является виновной стороной, вдобавок к этому, нет предела сумме компенсации, которая может потребоваться для возмещения понесенного урона.

Источник: https://uosago.ru/kasko/stati/deystviya-pri-dtp-i-poluchenie-vyplaty-esli-est-kasko-i-osago/

Виновник ДТП заплатит дважды

Виновник дтп осаго потерпевший каско
После ДТП с чужой дорогой иномаркой вам, возможно, придется ремонтировать ее за свой счет в стране-производителе

Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.

Возмещение «на бис»

В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт.

В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ.

Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.

В «Народном рейтинге» Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.

Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей.

Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму.

Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели.

От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей.

В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».

Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).

«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201. Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.

«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.

В «Тинькофф Страхования» подтвердили, что в компании сталкивались с такой практикой и есть прецеденты, когда такие случаи доходили до стадии судебного разбирательства. «В некоторых случаях суды удовлетворяют требования страховых компаний, руководствуясь постановлением КС РФ.

Конституционный суд ввел в практику право требования возмещения дополнительного, реального ущерба в тех случаях, когда выплаты по ОСАГО не покрыли расходы на восстановление ТС.

Ранее, до этого постановления, суды отказывали потерпевшим в компенсации расходов в полном размере», — пояснили в компании.

Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.

От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.

ОСАГО не защищает?

В мировой практике ОСАГО защищает виновника полностью в пределах страховой суммы, возмещая потерпевшему подтвержденную сумму, которая реально затрачена на восстановление его авто, отмечает один из участников форума.

«А уж где потерпевший изволит чиниться — в гараже у турецкого дяди Васи, или в авторизованном сервис-центре — не важно. Виноватого СК и так «наказывает», увеличивая ему тарифы по ОСАГО на следующий срок страхования, — возмущается пользователь Geene.

— А наши законодатели под воздействием лобби страховых компаний извращают смысл страхования как такового».

Автовладелец Geene не совсем прав: в законе об ОСАГО как раз прописано, что если сумма ущерба не превышает лимит 400 тыс. рублей, то никаких дополнительных требований к виновнику ДТП предъявлено быть не может.

«Такие требования о возмещении убытков с виновного водителя являются незаконными, — говорит специалист практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Юрий Суровцов.

— С виновного лица могут быть взысканы лишь убытки страховой компании, превышающие максимальный размер страховой суммы для возмещения имущественного ущерба в размере 400 тысяч рублей (статья 7 закона об ОСАГО)».

В данном случае между страховыми компаниями правоотношения не регулируются законом об ОСАГО, добавляет юрист.

К отношениям между страховщиком, оплатившим потерпевшему ремонт автомобиля по каско, и страховщиком, с которым у виновника заключен договор ОСАГО, должны применяться общие положения законодательства о полном возмещении вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ).

Следовательно, страховая компания по каско имеет право требовать полного возмещения убытков, связанных с ремонтом автомобиля потерпевшего в ДТП водителя, от страховой компании по ОСАГО, а никак не от виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность.

Невозможность законного обращения требования на страхователя подтверждает и Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, однако, считает, что разница в стоимости ремонта по каско и по ОСАГО — зона ответственности страховщика каско.

«Единственная выплата, которая положена потерпевшему при ущербе до 400 тысяч рублей, — это та, что произвел страховщик в рамках лимита и по Единой методике (ЕМ). Если лимит не был превышен, никаких дополнительных требований к виновнику предъявлено быть не должно, — разъясняет он.

— Если дилерские услуги оказались более дорогими, это не влияет на виновника. Эта разница должна падать на страховщика, который осуществил страхование каско, — для того и существует этот вид страхования. Что ему (страховщику потерпевшего. — Прим. Банки.

ру) положено по закону об ОСАГО, он получил от страховщика виновника. Дальше он не должен предъявлять претензии ни виновнику, ни его страховой компании».

А судьи что?

Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.

ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.

ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха». — С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».

Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.

В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков.

«Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.

ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».

Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.

Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно.

«Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.

«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую.

«Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики. Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».

Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение.

Страховщики против… страховщиков

Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.

Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру).

«В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа. — Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».

Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа.

Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП.

Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.

Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде.

Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного.

То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.

Юрий Суровцов полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru

Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10539446

Что такое суброгация в страховании и чем она опасна, когда машина застрахована по каско

Виновник дтп осаго потерпевший каско

Приветствую всех!

Страхование по каско всегда связано с таким неприятным явлением, как суброгация. Она может обернуться серьёзными тратами как для виновного в ДТП, так и для самого потерпевшего, если у последнего есть полис автокаско.

Чтобы не понести непредвиденных расходов, прямо сейчас узнайте, что такое суброгация по каско, чем грозит её применение для каждого из участников ДТП, и как можно избежать нежелательных последствий. В этом вам поможет сегодняшняя статья. С вами Кулик Илья. Поехали!

Что это такое

Суброгация в страховании – это переход к страховщику прав страхователя на получение от виновника компенсации за причинённый вред. Это понятие вводит в российское законодательство статья 965 Гражданского кодекса.

То есть страховая компания (СК), выплатившая потерпевшему компенсацию, может потребовать с причинителя вреда всю сумму, затраченную ей на покрытие ущерба, ни больше, ни меньше. Происходит этот переход права строго при наступлении факта возмещения убытков.

При этом между страховой компанией, застраховавшей повреждённую машину по каско, и причинителем вреда возникают те же самые отношение, регулирующиеся теми же самыми законами, что и между потерпевшим и виновником. Точнее, они не возникают, а просто передаются страховщику от пострадавшего.

Примечания. Суброгация возникает не только при ДТП, но и в любом другом случае, когда осуществляется выплата по каско.

Это явление есть только в имущественном страховании. По страховке на жизнь или здоровье такой передачи права не бывает.

Когда возникает суброгация

Автомобилисты обычно сталкиваются с ней, когда становятся участниками аварии, в которой автомобиль потерпевшего застрахован по каско. Ведь именно автокаско представляет собой страхование автомобиля как имущества.

Если у виновника ДТП есть ОСАГО, то часть требований покрывается по «автогражданке». Но размер выплат по ОСАГО ограничен, а затраты на ремонт современных автомобилей могут достигать космических значений, поэтому при серьёзной аварии со «свежей», а тем более премиальной, машиной, высока вероятность того, что виновнику придётся доплачивать на ремонт из своего кармана.

На практике это выглядит так. Допустим, столкнулись два автомобиля. Оба застрахованы по ОСАГО, но на авто потерпевшего есть ещё и полис добровольного страхования. В таком случае он не обращается в страховую по «автогражданке», а восстанавливает машину по автокаско.

А через некоторое время к виновнику происшествия приходит требования от СК, застраховавшей повреждённое авто второго участника ДТП по каско, с требованием выплатить сумму, которая пошла на восстановление пострадавшей в аварии машины. Часть этой суммы покрывает страховая компания виновной стороны по ОСАГО, а вот остаток должен уже выплачивать сам причинитель вреда.

Как не платить суброгацию

Как вы теперь знаете, требовать выплат по суброгации – законное право страховщика. И избежать необходимости оплачивать ремонт автомобиля потерпевшего, выполненного по страховке, можно, только если найдутся убедительные для суда доводы, освобождающие от обязанности платить. Это могут быть:

  • Наличие страховки ДСАГО, по которой страхуется, как и по ОСАГО, ответственность, но максимальный размер выплат гораздо больше, что в большинстве случае с лихвой хватает на покрытие всего ущерба, причинённого в аварии.
  • Доказательство невиновности в ДТП компенсировать вред должен виновный в его причинении.
  • Истечение срока давности, хотя страховые компании редко допускают такую оплошность. Но в любом случае надо знать, что, даже если 3 года, предусмотренных законом прошли, судебное дело прекратится только по заявлению одной из сторон об истечении сроков.
  • Излишние требования – нередко при помощи недостоверных экспертиз и прочих уловок страховщики пытаются взыскать с виновника аварии больше, чем реально затрачено на ремонт. Но причинитель вреда должен платить только за тот ущерб, который он нанёс.
  • Другие доводы, подтверждающие отсутствие обязанности платить в полном объёме или частично, например, расписка от потерпевшего об отсутствии претензий. Их можно обнаружить при рассмотрении конкретного дела.

Срок исковой давности по суброгации от страховой

Как известно, срок давности для подачи исков по имущественным делам – 3 года. Теперь осталось выяснить с какого момента его нужно отсчитывать.

Что такое суброгация? Когда к СК от пострадавшего в аварии переходит право требовать компенсацию. Так как право не возникает заново, а лишь передаётся «в третьи руки», то никакие его характеристики и свойства не меняются, в том числе и дата возникновения обязанности возместить ущерб.

Когда появляется такая обязанность у виновного? Сразу после его нанесения, которое в нашем случае происходит в результате ДТП. Таким образом, три года, в течение которых СК может предъявить к причинителю вреда требования, начинают отсчитываться от даты совершения аварии.

Последствия для потерпевшего

Но вместе с тем, что суброгация приносит виновному в ДТП большие расходы, она может обернуться и против страхователя по каско.

Если выяснится, что страховая компания не может вернуть средства, затраченные на ремонт автомобиля потерпевшего из-за каких-либо его действий, то СК имеет право не только отказать ему в возмещении полностью или частично, но и потребовать с него обратно сумму, затраченную на ремонт, если машина уже восстановлена.

Такие ситуации возникают, например, когда владелец пострадавшего авто не сообщил страховщику по каско все сведения, которые необходимы для взыскания компенсации с виновного в причинении материального вреда в ДТП, или заявил об отсутствии претензий к виновнику.

Поэтому если вы намерены получить возмещение по добровольной страховке от ущерба, нужно уделять особое внимание оформлению происшествия и активно взаимодействовать со страховой компанией.

Судебная практика

Практически каждое дело, касающееся суброгации, рассматривается в суде, так как платить по первому требованию от страховой компании мало кто соглашается.

В общем, в суде всё решается возможностью привести каждой из сторон доказательств о своей правоте. Какие основания, чтобы не платить страховщику за ущерб, причинённый в аварии, могут быть у виновного, я привёл выше.

Очень часто судебные споры возникают по такому вопросу: с учётом износа или без него должен платить причинитель вреда? Ведь по «автогражданке» выплата рассчитывается по Единой методике, сумма восстановления покрывается не полностью, что чаще всего и является причиной предъявления исков по суброгации к виновнику.

Раньше единого мнения у судов не было, компенсацию взыскивали как с учётом износа, так и полностью. Но если вспомнить про Постановление Конституционного Суда по делу №6-П от 10.03.

2017, а также то, что при суброгации страховая компания как бы играет роль потерпевшего, современное решение данного вопроса становится очевидно: виновник должен возмещать полностью всю сумму, затраченную на восстановление чужой пострадавшей автомашины.

Подробнее о суброгации с виновника ДТП

Если вы хотите больше узнать о переходе права к страховщику от пострадавшего в результате дорожной аварии, особенно если уже столкнулись с тем, что страховая компания требует компенсации, читайте статью: Что такое суброгация по ОСАГО с виновника ДТП: как ее избежать + судебная практика

В ней я подробно рассматриваю с точки зрения виновника, чем грозит суброгация, что можно сделать, чтобы не платить страховой, а также привожу конкретные судебные решения по различным вопросам, связанным с этой темой.

Подведём итоги

  • Суброгация – переход права требовать компенсацию с виновника от потерпевшего к страховой компании по каско.

  • Правоотношения между виновным в ДТП и страховщиков в этом случае такие же, как между причинителем вреда и понёсшим ущерб.
  • Срок исковой давности – 3 года и отсчитывается он от дня аварии.

  • Потерпевший должен обеспечить возможность суброгации для СК в меру своих обязанностей, иначе на страховку по каско можно не рассчитывать.

Заключение

Если автомобиль потерпевшего в аварии застрахован по автокаско, каждой из сторон нужно помнить о суброгации. Потому что в случае неверных действий неприятные последствия могут коснуться не только виновного в происшествии, но и владельца пострадавшей в ДТП автомашины.

Источник: https://kulikavto.ru/kasko/subrogaciya-po-kasko-vinovnik-oplachivaet-ushcherb-ili-poterpevshij-nichego-ne-poluchit.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.