В суд на страховую компанию осаго

Как получить страховую выплату после ДТП

В суд на страховую компанию осаго

Николай

судился со страховой

В июле 2018 года я попал в ДТП на личном автомобиле не по своей вине.

Урон был незначительный, поэтому мы со вторым участником оформили аварию без сотрудников ГИБДД — по европротоколу.

Когда я обратился в страховую компанию, случай признали нестраховым — возмещать стоимость ремонта автомобиля мне никто не собирался. Я решил отстаивать свою правоту в суде и выиграл. В итоге страховая выплатила мне 153 794,67 Р при стоимости ремонта 64 383,63 Р.

Расскажу, как подать в суд на страховую компанию, если не согласны с ее решением, как оценить ущерб, составить исковое заявление и получить свои деньги от страховой.

После ДТП у участников происшествия есть два варианта: самостоятельно оформить аварию по европротоколу или вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы те составили протокол.

Чтобы получить страховую выплату по европротоколу, пострадавший водитель должен обратиться в любое отделение страховой компании, где у него оформлен полис ОСАГО. Отделения обычно можно найти на сайте страховой. В страховую компанию нужно предоставить:

  1. Оригинал европротокола.
  2. Действующий полис ОСАГО.
  3. Документ, удостоверяющий личность.

Виновник ДТП, в свою очередь, должен уведомить об аварии свою страховую.

Есть случаи, когда страховщик может не выдавать направление на ремонт и, соответственно, не выплачивать компенсацию:

  1. Если страховой случай наступил вследствие ядерного взрыва, радиации, народных волнений и т. п.
  2. Если страховой случай наступил из-за умысла водителя — водитель совершил ДТП, чтобы получить выплату.
  3. Если водитель представил в страховую компанию не все необходимые для выплаты документы и не может доказать, что страховой случай действительно наступил и какого размера должно быть возмещение.

Этот перечень — исчерпывающий. По другим основаниям отказать в выплате нельзя.

Что поменяется в ОСАГО, штрафах и справках для прав — расскажем в рассылке для автолюбителей

Я подал все документы — европротокол, полис ОСАГО и паспорт — в ближайший от моего дома офис страховой 19 июля 2018 года, на следующий день после ДТП.

Ущерб был незначительный: помяты крыло и бампер, разбита фара. Повреждения покрывались лимитом возмещения по европротоколу — на ремонт нужно было порядка 100 тысяч рублей.

Состояние моего автомобиля после ДТП

В день подачи документов по ДТП представитель страховой осмотрел автомобиль и составил внутренний акт повреждений. 1 августа мне выдали направление на ремонт.

В день, когда я получал направление на ремонт, мне неожиданно позвонил начальник отдела урегулирования убытков страховой компании. Он сообщил, что им нужно больше времени для рассмотрения моего случая. Тогда я позвонил в автосервис, который был указан в направлении на ремонт. Там мне сообщили, что автомобиль на ремонт не примут до официального одобрения страховой компании.

Я был не согласен с решением страховой. Чтобы доказать свою правоту, я сначала написал претензию, а потом обратился в суд. Вот что нужно делать, если окажетесь в такой же ситуации.

Страховая компания сначала выдала мне направление на ремонт, а потом сделала вид, будто ничего не было

В первую очередь надо дождаться официального письма от страховой, в котором она обязана объяснить причины отказа в выплате по ОСАГО. Мне об отказе сначала по телефону сообщил специалист страховой компании, который принимал документы. Официальное письмо от страховой пришло по почте 15 сентября 2018 года.

Ситуация получилась абсурдная, и я решил отстаивать свою правоту дальше.

Европротокол, который мы составили после ДТП. Второй участник написал «с виной согласен» и поставил свою подпись

Чтобы предъявить требования страховой компании, нужна точная сумма понесенного ущерба.

Для ее расчета необходимо обратиться в специализированную организацию и получить официальный отчет, где указывается стоимость ремонта автомобиля.

Важно, чтобы у организации имелись все необходимые лицензии на проведение экспертизы.

На оценку приглашаются все заинтересованные участники ДТП. В моем случае это страховая компания и второй участник ДТП. В итоге приехал только второй участник, а страховая компания проигнорировала приглашение.

Услуги оценщиков оплачиваются отдельно, стоимость зависит от количества поврежденных элементов. В моем случае стоимость оценки составила 7000 Р.

Титульный лист экспертного заключения о стоимости восстановительного ремонта моего автомобиля

С 1 июня 2019 года споры по ОСАГО до подачи иска в суд должны рассматриваться еще и финансовым уполномоченным. На сайте финансового уполномоченного есть форма для подачи обращения. Но в любом случае сначала нужно писать претензию в страховую, а затем уже идти к финансовому уполномоченному.

В претензии необходимо указать обстоятельства аварии и почему вы правы. А также потребовать от страховой компании компенсировать стоимость ремонта автомобиля по экспертному заключению и прочие затраты: стоимость услуг по оценке, почтовые расходы. В досудебной претензии нужно указать банковские реквизиты, по которым страховая сможет перечислить деньги, если согласится с претензией.

В своей претензии я указал, что все документы, которые направлял в страховую, были оформлены правильно. В европротоколе были указаны пострадавшая и виновная стороны, поэтому страховая должна была признать случай страховым по закону и выплатить деньги на ремонт автомобиля — 64 383,63 Р, а также оплатить услуги независимой экспертизы — 7000 Р.

Я отправил досудебную претензию 7 сентября заказным письмом с извещением о вручении в центральный офис страховой компании, который находится в Москве. Претензию можно подать и лично, обратившись в любой офис страховой компании, — принципиальной разницы нет, поэтому выбирайте удобный для себя способ.

Ответ на досудебную претензию от страховой компании. Его мне прислали по почте

Исковое заявление. Чтобы подготовить исковое заявление, можно нанять юриста.

Он же поможет вести дело в суде. Я решил все делать сам, потому что понимал, что прав в основных моментах дела.

Все-таки я больше заинтересован в выигрыше, чем юрист, — в моем случае это было важнее, чем знание тонкостей закона.

Общая сумма моих требований составила 182 404,29 Р. Я подал исковое заявление в Кинельский районный суд лично в канцелярию суда 2 ноября 2018 года. Как потребитель, я выбрал суд по адресу регистрации. Если бы итоговая сумма в заявлении была равна или меньше 100 000 Р, следовало обращаться в мировой суд.

В иске я также мог просить взыскать со страховой почтовые расходы, но чеки с почты не сохранил, поэтому не стал требовать возместить эти затраты. Если бы я обратился к юристу, то расходы на него тоже включил бы в требования.

К иску я приложил все имеющиеся документы, относящиеся к ДТП: копию европротокола, досудебную претензию, отказ страховой в выплате по ОСАГО, ответ страховой на досудебную претензию.

Через месяц после подачи искового заявления суд назначил предварительное заседание на 16 ноября — об этом я узнал из судебной повестки, которую получил по почте. На предварительном заседании присутствовал только я. Судья расспросил меня обо всех обстоятельствах дела и назначил дату основного заседания — 10 декабря.

На основном заседании снова присутствовал только я. Страховая компания никаких контраргументов не приводила.

В отзыве на иск написала, что не признает случай страховым, так как извещение о ДТП оформлено ненадлежащим образом — не стояли подписи участников аварии. Но наши подписи были на месте.

Суд исследовал представленные мною доказательства: извещение о ДТП, мои обращения в страховую и ответы на них.

Решение суда. Суд вынес решение в мою пользу, но почти вполовину снизил сумму штрафа за нарушение прав потребителей, ссылаясь на п. 82 постановления Пленума Верховного суда РФ № 58.

Резолютивная часть решения суда первой инстанции и обоснование, почему суд снизил сумму штрафа

Апелляционную жалобу рассматривал Самарский областной суд. По почте также пришла повестка, заседание было назначено на 8 апреля 2019 года. В областном суде мое дело рассматривала судебная коллегия из трех судей.

Чтобы получить деньги по решению, необходим исполнительный лист. Его нужно забирать в суде первой инстанции. Я позвонил в суд, и мне назвали примерную дату изготовления исполнительного листа. В итоге получил его спустя полтора месяца после заседания областного суда — 13 мая 2019 года.

Исполнительный лист, который я ждал месяц

Есть три варианта взыскать деньги по исполнительному листу. Для этого можно передать его:

Я решил передать исполнительный лист в банк — это самый быстрый способ. Информацию о банке, в котором у страховой компании есть расчетный счет, можно найти на ее сайте — я так и сделал.

В итоге страховая выплатила мне 153 794,67 Р при стоимости ремонта 64 383,63 Р

Весь процесс от ДТП до получения денег занял у меня 10 месяцев: в аварию я попал в июле 2018, а деньги пришли в мае 2019 года.

На судебные разбирательства ушло 6,5 месяца: я подал иск к страховой 2 ноября 2018 года, в декабре суд вынес решение, а в апреле 2019 года апелляционный суд оставил его в силе.

Исполнительный лист я получил 13 мая 2019 года.

Я просил взыскать со страховой компании 182 404,29 Р, потому что немного ошибся в расчетах. В итоге мне присудили 153 794,67 Р, хотя на ремонт по оценке экспертов нужно было 64 383,63 Р. На юристов я не тратился и госпошлину, как потребитель, не платил.
  1. Если страховая отказала в выплате по ОСАГО, сначала дождитесь официального письма с объяснением причин отказа.
  2. Чтобы обосновать сумму ущерба, необходимо получить независимое экспертное заключение об оценке стоимости восстановительного ремонта.
  3. Писать досудебную претензию страховой компании или обращаться к финансовому управляющему обязательно — иначе суд не примет иск.
  4. В иске нужно описать обстоятельства ДТП и неправомерные действия страховой. Помимо стоимости ремонта, можно просить взыскать со страховой неустойку за просрочку выплаты страхового возмещения и штраф за нарушение прав потребителей.
  5. Иск подается в суд по выбору водителя. Госпошлину платить не нужно.
  6. Проще всего получить деньги по исполнительному листу в банке, в котором у страховой компании открыт расчетный счет.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/sud-strakhovaya/

Иск на страховую компанию о взыскании возмещения по ОСАГО: как подать исковое заявление после претензии, образец

В суд на страховую компанию осаго

Полис ОСАГО защищает от расходов на ремонт в случае ДТП. Если виновником становится страхователь, то возмещением ущерба пострадавшей стороне займется СК. Свое транспортное средство придется ремонтировать за личные средства, если дополнительно не приобретен полис КАСКО. В некоторых случаях приходится предъявлять иск к страховой компании по ОСАГО.

Когда нужно обращаться в суд

Если СК отказывается выплатить возмещение, то это уже весомое основание, чтобы составить исковое заявление в суд на страховую компанию. Но для начала надо собрать полный комплект документов и провести независимую оценку у эксперта. О дате, времени и месте проведения экспертизы следует уведомить СК.

В заключении должен быть ответ на два вопроса:

  • причиной каких повреждений стало ДТП;
  • в какую сумму обойдется ремонт авто.

Перед тем, как подать в суд на страховую компанию, надо обязательно писать досудебную претензию. Эта процедура предусмотрена законодательством РФ, без нее исковое заявление о взыскании страхового возмещения не будет принято к производству.

Единой формы претензии для примера нет, документ составляется на усмотрение истца, главное – указать свои банковские реквизиты. Вместе с заключением эксперта претензия отправляется страховщику. В течение семи дней СК должна дать ответ или произвести выплату. Как правило, реакции на требования клиента нет. Но только после этого этапа можно думать, как подать иск на страховую компанию.

Еще одной причиной, из-за которой следует обращаться в суд, становится занижение размера компенсации. Законом установлен максимум – 400 тысяч рублей при тотале и 500 тысяч, если нанесен вред здоровью людей.

Если пострадал водитель или пассажиры, то границы выплат четко регламентированы:

  • родные погибшего получают 475 тысяч;
  • 25 тысяч – расходы на похороны.

Когда повреждения нанесены только ТС, то размер страховой выплаты определяется, исходя из оценки. Довольно часто поступают жалобы, что представители СК стараются занизить стоимость ремонта. Чтобы избежать таких ситуаций, рекомендуется привлекать к оценке незаинтересованного эксперта.

Куда обращаться, если отказывают в выплате

Иск подается по адресу регистрации СК. Если размер возмещения больше 50 тысяч, то делом занимается районный суд, если менее – то мировой. Есть четыре варианта, кроме суда, куда можно подать заявление о взыскании страхового возмещения по ОСАГО:

  • независимая экспертиза;
  • страховая компания;
  • союз автостраховщиков РФ;
  • Центральный Банк России.

Эксперт незаинтересованной организации поможет правильно оценить нанесенный вред ТС. Его заключение позволит подать иск на страховую компанию и аргументировать свои претензии в суде. Эффективной мерой является жалоба в РСА – организация, контролирующая качество услуг.

Что можно получить по решению суда

За несоблюдение срока выплаты по ОСАГО установлена неустойка, в размере 1% за каждые сутки просрочки от суммы возмещения. Если оспаривается занижение, то процент начисляется на разницу между общим размером возмещения, назначенным решением суда, и выплаченной суммой.

Штрафная неустойка начисляется со следующего дня после даты принятого решения о взыскании суммы и до фактического исполнения обязательств. Пример: сумма компенсации – 100 тысяч, выплата просрочена на 30 дней. Штраф – тысяча рублей за сутки (1% от 100 тысяч) * 30 дней. Выходит 30 тысяч рублей неустойки + установленная сумма возмещения.

Как подать исковое заявление

Подготовка начинается с составления иска. В документе следует детально обозначить, какие пункты были нарушены страховщиком. Желательно указать ссылки на определенные законодательные акты. Собранные материалы копируются и прикладываются к заявлению. На само заседание истец приносит оригиналы.

На суде заявитель может аргументировать свои претензии всеми допустимыми способами: предъявлять видео доказательства, фото и документацию. Принятое решение могут обжаловать обе стороны, но в большинстве случаев, СК не отказывается исполнять судебный приговор.

Составление иска

Можно скачать здесь образец искового заявления, но в целом, документ составляется в произвольной форме. При этом содержание при подаче иска регулируется ГПК РФ ст. 131.

По закону, в документе должны содержаться:

  • название организации, в которую направляется иск;
  • личная информация об ответчике;
  • суть претензии о взыскании суммы;
  • основание для оспаривания, аргументированное нормативными актами, пунктами страхового договора;
  • предъявляемые требования в виде рассчитанной суммы возмещения.

Документ составляет и подписывает страхователь, или представляющее его уполномоченное лицо.

Прилагаемые документы

Вместе с иском предъявляются:

  • доказательство попытки досудебного решения спора (претензия к ответчику);
  • если по обращению был получен отказ страховщика, то его нужно также приложить;
  • договор с СК;
  • ОСАГО;
  • экспертное заключение по ДТП.

Пакет можно дополнять всеми бумаги, имеющими отношение к делу. Обязательно при подаче иска нужно составить опись всех документов.

Госпошлина

Также надо приложить:

  • оригиналы квитанций по оплате взносов по страховке;
  • заключение работника ГИБДД с места аварии;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Главным доказательством законности претензий к страховщику становится заключение незаинтересованного эксперта. Этот документ подтверждает обоснованность требования о взыскании денежных средств.

Важно понимать, что затягивание процесса не выгодно для страхователя, так как каждый просроченный день повышает размер компенсации.

В какой срок будет принято решение

Заявление рассматривается по общим правилам, то есть, решение суд должен вынести в течение двух месяцев со дня подачи иска. Мировой суд назначает первое заседание до конца месяца с момента принятия заявления к производству.

Как оспорить судебное решение

Законодательство РФ позволяет подать апелляционные жалобы в суд следующей организации. Возражение составляется в письменном виде и обязательно должно включать данные о сути спора. На стадии обжалования дело снова изучается и все аргументы и доказательства тщательно проверяются. Орган, в который подается апелляция, оценивает степень законности вынесенного решения.

Стоит отметить, что новые данные по делу, которые ранее не были представлены, на этапе обжалования не принимаются и не учитываются. Дополнительно проверяется только та информация, на основании которой было сделано предыдущее заключение.

Рекомендации по взысканию

По закону автогражданки, страховая компания имеет право отказать клиенту в выплате возмещения в ряде случаев:

  • Если у СК нет оснований для перечисления финансов по причине отсутствия доказательств, что имел место факт ДТП или сведений относительно повреждений ТС. Такое случается, если водитель избавился от автомобиля или быстро восстановил его после аварии.
  • Если полис на момент ДТП был недействительным, то компенсация также будет невыплаченной.
  • Если владелец ТС не уведомил компанию о случившейся аварии, то невыплата также будет обоснованной.
  • Правомерным будет отказ при попытках получить моральный ущерб или упущенную выгоду.

Когда водитель застрахованного авто стал инициатором нанесенного ущерба или является виновником произошедшей ситуации, отказ по претензии будет окончательным и оспариванию в суде не подлежит.

Средства не будут выплачены, если вред причинённый имуществу или здоровью пешеходов или пассажиров попадает под другой вид страхования.

Во всех прочих случаях, страховое возмещение должно быть выплачено потерпевшей стороне.

Достаточно частым случаем становится затягивание сроков страховой выплаты.

По закону, решение по заявлению страхователя СК должна принять в течение двадцати дней (если случай стандартный) и 30 дней – если автомобиль ремонтируется с согласия страховой у определенного мастера.

При определении срока не берутся в расчет праздники и выходные дни. В среднем, средства должны поступить на счет заявителя через месяц. Или в этот срок он должен получить письменный отказ в выплате с обоснованием и аргументами.

Источник: https://gidpostrahoe.ru/avto/voprosy-po-strahovaniyu-avto/isk-na-strakhovuyu-kompaniyu.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/gidpostrahovke/isk-na-strahovuiu-kompaniiu-o-vzyskanii-vozmesceniia-po-osago-kak-podat-iskovoe-zaiavlenie-posle-pretenzii-obrazec-5de675b6a06eaf00af4e641a

Как подать в суд на страховую компанию по ОСАГО 2020

В суд на страховую компанию осаго

Время чтения 8 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Повод подать в суд по ОСАГО, как правило, возникает при отказе в выплате страхового возмещения, либо существенном занижении суммы ущерба, причиненного в результате ДТП. Помимо правил программы ОСАГО, регламентированных на федеральном уровне, при подаче иска в суд нужно учитывать нормы Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителя».

Основания для судебной защиты

Условия программы ОСАГО предусматривают страхование гражданской ответственности автовладельцев, наступающей по итогам ДТП. Возмещению по указанному полису подлежат не только повреждения автомашинам, но и имущественный ущерб, а также вред здоровью. Ключевые нюансы для получения страховых выплат, которые необходимо соблюдать пострадавшим, заключаются в следующем:

  1. на месте аварии нужно правильно заполнить процессуальные документы – извещение о ДТП по упрощенной форме «европротокола», либо с участием сотрудника ГИБДД;
  2. непосредственно после оформления бланков и форм, каждому автовладельцу нужно уведомить свою страховую компанию о дорожном инциденте (уведомление допускается в любой форме, в том числе по телефону);
  3. не позднее пяти дней после ДТП нужно представить страховщику извещение о ДТП и иные документы по факту аварии;
  4. страховщику должна быть предоставлена автомашина для осмотра, установление характера и степени повреждений, а также оценки суммы выплат.

В настоящее время, в большинстве случаев, допускается обращение за выплатами в рамках прямого возмещения убытков, т.е. в свою страховую компанию.

Даже если водитель выполнил все требования ПДД и полиса ОСАГО при оформлении документов на месте аварии, при получении выплат могут возникать существенные сложности. Это может быть связано объективными причинами (например, спором о характере скрытых повреждений или лакокрасочного покрытия), либо банальным нежеланием страховщика расставаться с деньгами.

Наиболее распространенными причинами для отказа или задержки с выплатами являются:

  • отказ в признании страхового случая (например, если повреждения автомобиля были вызваны не столкновением с другим транспортным средством);
  • отсутствие у водителя действующего полиса ОСАГО;
  • нарушение порядка оформления процессуальных документов;
  • спор о характере и степени повреждений транспортных средств, либо вреда здоровью граждан;
  • отсутствие доказательств вины одного из водителей аварии, либо обоюдная вина;
  • отсутствие данных о втором водителе (например, если он скрылся с места аварии).

Кроме того, нередко страховщик существенно занижает сумму компенсационных выплат, в результате чего интересы автовладельца могут быть восстановлены только в судебном порядке. Получение частичной выплаты по полису ОСАГО не препятствует обращению в судебные учреждения, если гражданин не согласен с оценкой ущерба.

Также нужно учитывать новые правила ОСАГО, которые вступили в силу с марта 2017 году. При выявлении повреждений автотранспорта, приоритетным вариантом теперь является проведение восстановительного ремонта.

После осмотра повреждений и оценки ущерба, страховщик должен обеспечить выполнение ремонта в сертифицированных автосервисах.

Если по месту нахождения поврежденного автомобиля отсутствует сервисный центр, либо страховая компания нарушает правила назначения и проведения ремонта, пострадавший имеет право обратиться в суд.

При обращении в страховую компанию необходимо соблюдать правила ОСАГО, в том числе по форме документов.

Например, бланк извещения о ДТП входит в приложения к полису ОСАГО, а составление его в произвольной форме не допускается и повлечет законный отказ в выплатах.

Если сотрудников ГИБДД не установлена вина водителей в аварии, либо указано об обоюдной вине, эти вопросы нужно будет доказывать в судебном процессе.

По правилам страхования и положениям Закона РФ № 2300-1, подать в суд на страховую компанию по ОСАГО можно только после предъявления письменной претензии. На претензионной стадии автовладельцу предстоит не только аргументировать свои требования, но и собрать доказательства нарушения своих прав.

Что нужно сделать, чтобы подать в суд

Так как основной причиной судебных споров по ОСАГО является характер повреждений и сумма оценки ущерба, до направления претензии нужно обратиться к независимому оценщику для проведения автоэкспертизы. При обращении с заявлением к страховщику назначается осмотр автомобиля, однако его проводит оценщик страховой компании. Это нередко ведет к занижению характера ущерба и расчету суммы компенсации.

При обращении к независимому автооценщику, нужно учитывать следующие правила:

  • для проведения осмотра поврежденной машины должен быть уведомлен представитель страховой компании (как правило, направляется телеграмма с указание места и времени экспертных мероприятий);
  • полный перечень повреждений, а также рыночную оценку восстановительных работ оценщик указывает в экспертном заключении (этот документ не только потребуется при подаче претензии, но и будет являться доказательством в судебном процессе);
  • как правило, экспертиза проводится по фактическим повреждениям, однако возможно составление оценочного отчета и после выполнения ремонтных работ (в этом случае расчет будет осуществляться на основании платежных документов, акта выполненных работ и т.д.).

Независимый оценщик укажет в отчете не только стоимость восстановительных работ и запасных частей, но и утрату товарной стоимости автомашины. При оценке в страховой компании этот фактор исключается из расчета суммы компенсации.

Претензия составляет в письменной форме, а у автовладельца должны быть доказательства ее направления в адрес страховщика. На рассмотрение претензии дается пять дней, после чего возникает право передать спор на рассмотрение в судебные учреждения. В содержании претензии указывается на несогласие с расчетом страховой компании и требование о возмещении по отчету независимого оценщика.

Скачать образец претензии в страховую компанию по ОСАГО

Как подать в суд

Если письменная претензия не рассмотрена в пятидневный срок, либо автовладелец получи необоснованный отказ в выплатах, нужно обращаться в суд. Дела подобной категории рассматриваются мировым судом (если сумма ущерба не превышает 50 тыс. рублей), либо районным судом. Для обращения в судебные инстанции нужно располагать следующими документами:

  • исковое заявление о взыскании страховой компенсации, а также штрафных санкций;
  • действующий страховой полис;
  • процессуальные документы, составлены по итогам дорожного инцидента – извещение о ДТП, справка о ДТП из учреждений ГИБДД, протоколы об административных правонарушениях и т.д.;
  • копия заявления о выплате страховки ОСАГО;
  • материалы оценки повреждений и расчета суммы ущерба, составленные в страховой компании;
  • решение о выплате, либо об отказе в возмещении ущерба, с которым не согласен истец;
  • экспертное заключение независимого оценщика;
  • копия претензии, а также доказательства ее направления страховщику;
  • отказ страховой компании в возмещении выплат (если он был направлен автовладелецу);
  • расчет суммы исковых требований.

Скачать образец искового заявления по ОСАГО

Нужно учитывать, что нарушение сроков рассмотрения документов или письменной претензии, влечет взыскание штрафных санкций со страховой компании. Помимо этого, в состав исковых требований может входить компенсация морального вреда.

Составление иска лучше поручить профессиональному юристу, поскольку дела указанной категории характеризуются повышенной сложностью. Заявление в суд должно быть составлено в письменной форме, а в его содержании нужно указать следующие пункты:

  • наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
  • подробные данные об истце и ответчике (страховой компании), а также иных участниках спора (например, одновременно может рассматриваться вопрос о степени вины в ДТП для каждого из автовладельцев);
  • обстоятельства дорожного инцидента (необходимо указать сведения, внесенные в документы по итогам ДТП);
  • информация обо всех этапах обращения в страховую компанию;
  • основания для обращения в суд – отказ в выплатах, неправильно рассчитанная сумма ущерба и т.д.;
  • доводы, на которых истец основывает свои требования;
  • перечень исковых требований – возмещение суммы страховки, штрафных санкций, компенсации морального вреда.

Госпошлина за рассмотрение указанных дел не уплачивается. Расчет компенсации за моральный вред осуществляется истцом при подаче документов, однако суд будет оценивать ее размер самостоятельно по представленным материалам.

Если основанием для обращения в суд выступает несогласие с актом оценки повреждений и размера ущерба, истец может заявить ходатайство о проведении независимой автоэкспертизы (если это не было сделано на претензионной стадии). Расходы на проведение экспертизы будут взысканы с проигравшей стороны.

Как добиться получения выплат после вынесения судебного акта? Нужно учитывать, что максимальная сумма возмещения по страховке ОСАГО лимитирована на законодательном уровне – не более 400 тыс. рублей по имущественному ущербу, не более 500 тыс. рублей для вреда здоровью. С решением суда, вступившим в силу, нужно обратиться в службу ФССП для принудительного удержания.

Исполнительное производство будет продолжаться до момента выплаты полной суммы ущерба, указанной в судебном акте. Кроме того, начисление штрафных санкций будет осуществляться вплоть до полного погашения задолженности по страховым выплатам. 

Источник: https://law03.ru/avto/article/kak-podat-v-sud-na-straxovuyu-kompaniyu-po-osago

Как судиться по ОСАГО и побеждать. Инструкция по применению

В суд на страховую компанию осаго

04.06.2014 | 76335 просмотров

В России обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) существует уже 11 лет, и до сих пор это достаточно спорный институт.

Конечно, он решил ключевую проблему, характерную для 90-х годов прошлого века, но взамен предложил другие: бюрократические проволочки, поиски возможностей обойти закон.

В итоге получение выплат стало максимально неудобным для клиента, и как апофеоз — значительное снижение сумм этих самых выплат. Вот как раз с последним явлением можно и нужно бороться.

То, что страховая компания (СК) не выплатит всех денег, необходимых на ремонт — практически факт. Бывают, конечно, приятные исключения, однако касаются они в основном небольших сумм и престарелых автомобилей.

Случается, что недодают пару-тройку тысяч рублей, но в большинстве своем СК готовы расстаться только с 50-70%, а иногда даже всего лишь с 30% от реальной стоимости восстановления автомобиля.

Это происходит еще на стадии подсчета — калькуляции — стоимости ремонта экспертом-оценщиком, и потом уже при принятии окончательного решения. В любом случае компании оставляют за собой право порезать сумму выплаты, как им вздумается. Что делать дальше?

Готовимся к суду

Естественно, подавать в суд. Но, прежде всего (если вы требуете оштрафовать страховщика и компенсировать вам моральный вред, о чем ниже) известить СК о том, что вы не удовлетворены размером выплаты и требуете большего.

На рассмотрение вашего заявления у компании есть не более 10 дней с момента его получения. И можете быть уверены — в 99% случаев ваши требования не будут удовлетворены. Так что можно сразу готовится к подаче на СК в суд.

Вот, какие вопросы нужно решить:

Найти независимого оценщика, который еще до официального своего заключения и оплаты услуги прикинул бы стоимость повреждений. Кто-то соглашается это делать, кто-то нет. Зачем это необходимо? Кузовной ремонт вещь довольно условная. Стоимость здесь разнится, пожалуй, больше, чем при каких-либо других ремонтных процедурах.

Тем более, как всегда, есть дорогие дилерские сервисы, сторонние СТО различного как по цене, так и по качеству работ уровня. Или мастерские, где работают люди из ближнего зарубежья (хотя в последнее время демпинг от них не так привлекателен, как ранее).

Вполне вероятно, что в отлаженном механизме СК что-то сломалось, и вам выплатили сумму, которой хватит на восстановление в каком-нибудь сервисе. И вас это устраивает.

Ну а если автомобиль уже отремонтирован и вы хотите компенсировать расходы? В подобной ситуации необходимо запросить у СК копию акта осмотра автомобиля и делать независимую оценку уже по этому документу.

Найти адвоката, желательно специализирующегося на исках к СК. В общем-то, это несложно. Контакты могут быть у тех же оценщиков. Теоретически можно обойтись без посторонней помощи, однако положительный результат в таком случае абсолютно не гарантирован. Все-таки профессиональный юрист готов к любому развитию ситуации, и со стороны СК таковой присутствует обязательно.

Извещение о ДТП желательно возить с собой. И заполнять
«не отходя от кассы», то есть сразу после аварии

Судимся

Вот, собственно, и все. Первого заседания в силу загруженности судов обычно стоит ожидать через 3-4 недели после подачи искового заявления. А результата? В это трудно поверить — летом 2012 года государство в лице Верховного суда «повернулось к лесу задом».

Тогда было принято постановление, приравнивающее рассмотрение дел по ОСАГО к защите прав потребителей. Например, дела стали рассматриваться по месту жительства истца, а не регистрации СК, как было ранее. Истцов освободили от уплаты госпошлины и ввели понятие морального вреда.

Основным же неприятным для страховщиков моментом стал штраф в половину суммы иска, который они должны уплачивать в случае проигрыша дела. Это обстоятельство стало решающим в поведении страховых компаний. В большинстве случаев, не желая платить штраф, они идут «на мировую», переводя деньги еще до окончания процесса.

После первого и, как правило, единственного судебного заседания можно ожидать и компенсации всех судебных издержек.

Редко, но все же бывает так, что СК надеется остаться при своем и судится до конца. В таком случае ее представители настаивают на проведении третьей экспертизы и предлагают для этого свою организацию. Можно с уверенностью сказать, что она аффилирована — калькуляция будет выгодной для СК.

Чтобы исключить это, истец может предложить оценщика со своей стороны. Повод найдется легко. Эксперты раз в три года должны проходить курсы повышения квалификации, но делают это далеко не все. А у опытного адвоката оценщики обычно присутствуют «в ассортименте».

Достаточно выбрать того, у которого все в порядке с документами, и суд согласится на экспертизу с вашей стороны.

Другая ситуация, когда у экспертов с обеих сторон не к чему придраться. Тогда третью экспертизу назначает суд. Результат ее по деньгам обычно несколько меньше, нежели при оценке со стороны истца. И все равно больше, чем то, что вам заплатила страховая.

В таком случае процесс растянется на 4-6 заседаний или 2-3 месяца, после чего судом будет вынесено решение. Истец может рассчитывать на практически полное удовлетворение своих претензий.

Скажем, не обсуждаются итоги третьей экспертизы вне зависимости оттого, кем предложен оценщик — вами или судом. СК, естественно, обяжут выплатить судебные издержки (оплата услуг экспертов, адвоката и т.д.). Разумеется, если предоставлены все соответствующие документы.

Разве что величина компенсации морального вреда напрямую зависит от человеческого фактора. Какие-то судьи готовы почти полностью, но, само собой, в разумных пределах (до 10 тыс. руб.) удовлетворять такие требования. Кто-то ограничивает размеры возмещения символической суммой в 1-2 тысячи.

При любом раскладе жертва ДТП останется в плюсе, а СК будет наказана рублем. Это ли не лучшая моральная компенсация?

Способы получения выплаты или исполнение решения суда

После вынесенного решения нужно ожидать еще 30 дней до вступления его в силу, затем получать исполнительный лист. Впрочем, за этот месяц СК может подать апелляцию — только на завышенную с их точки зрения сумму гонорара адвоката.

Происходит подобное не часто, причем тут тоже все зависит от судьи. От того, как или насколько он оценит работу юриста. Бывает, что сумма остается прежней, но и обратные примеры есть — сокращение ее на треть, половину или даже на 80%.

Но вот исполнительный лист «с суммой к выплате» на руках. Как с ним поступить, чтобы максимально быстро получить деньги? Существует три варианта, каждый из которых, к сожалению, не дает абсолютной гарантии оперативного перевода денег.

Отнести исполнительный лист в СК. Так уж получается, что там до вас нет никакого дела.

Средства из компании придется в буквальном смысле «выдавливать», звоня или посещая офисы, где вам будут говорить, что нужный человек в отпуске, в командировке, на совещании или, не дай бог, уволился.

Определение «пока не пнешь, не полетит» для СК в отношении выплат по страховым случаям — принцип работы. В конце концов, исполнительный лист в компании могут элементарно потерять.

Отдать документ судебным приставам. Тоже долго и тоже нужно «держать руку на пульсе» — интересоваться, на каком этапе находится процесс получения денег.

Это можно сделать по своему месту жительства, но есть, как минимум, одно исключение.

В отношении Московской страховой компании (МСК) Федеральной службой судебных приставов почему-то было вынесено решение о том, что исполнительные листы посылаются по месту ее регистрации, то есть в Москву. Еще дольше и проблемнее…

Обратиться с исполнительным листом в банк, который обслуживает СК. Информацию о таком партнерстве можно узнать на сайте компании. С одной стороны, это самый быстрый способ получения денег. С другой, не в каждом регионе и тем более городе есть отделение нужного банка.

В общем, судиться со страховой можно и нужно. Дело не только и, наверное, даже не столько в деньгах. Хотя кто в здравом уме откажется от возможности, пусть и растянутой во времени, восстановить автомобиль в нормальном сервисе, а не собирать его в гаражной мастерской. Но в этом поступке, если хотите, есть еще и некая гражданская ответственность.

Все мы хорошо умеем рассуждать о несправедливости, о лоббировании законов, о взяточничестве и беспределе чиновников. Ну а может быть, стоит не просто говорить, а задаться вопросом «кто, если не я?» В конце концов, весь расчет СК и строится на том, что человек поленится, побоится сложностей, банально «забьет».

Правда, к чести потребителей ОСАГО, количество исков к СК, возможно, медленно, но растет. Наверняка именно поэтому около двух лет назад (видимо, сразу после указанного выше решения Верховного суда) страховщики начали готовить поправки к закону об ОСАГО. В них, помимо увеличения лимита выплат (до 500 и 400 тыс. руб.

за причинение вреда здоровью и на восстановление автомобиля) и оформления по европротоколу (до 50 тыс. руб.), а также роста стоимости полиса, есть любопытные моменты, которые не могут не насторожить автовладельцев.

Вперед к прошлому

Основное предложение, которое должно облегчить жизнь страховым компаниям — развести дела по ОСАГО и закон о защите прав потребителей. Это означает рассмотрение исков опять по месту регистрации СК, отсутствие компенсации за моральный вред и штрафов.

Другое новшество — отказ в иске, если калькуляция в рамках двух экспертиз (проведенной СК и владельцем автомобиля) отличается менее чем на 15%. Наверное, в пределах 30-50 тыс. руб. для кого-то это немного, и тогда вообще не имеет смысла судиться. А если речь идет о 100 или тем более 300-400 тыс. руб.? Это уже стоимость бэушного агрегата!

Методам оценки и подсчета ущерба в поправках логично уделено большое внимание. Как и прежде, эксперт должен будет определить состояние автомобиля до последнего ДТП и решить, какой урон нанесен ему именно в нем.

А на основе своих выводов минусовать суммы за, скажем, ранее поврежденные детали. Вроде бы неизменным должен остаться список тех элементов, которые допускается менять на новые: составляющие систем активной и пассивной безопасности, рулевого управления, тормозов.

При этом есть информация, что у автомобилей разных марок будут различные коэффициенты износа. И, вместе с тем, расчет стоимости ремонта обещают привязать к технологиям производителя. У кого-то возможно восстановление, у кого-то — замена без вариантов.

Будет ли это распространяться на подержанные автомобили, пока не ясно.

Из нового — альтернатива в виде получения компенсации деньгами или направлением в СТО, как это сейчас реализовано по КАСКО. Непонятно пока только в какую, и к чему будет приведена стоимость нормо-часа. Страховщики рассчитывают привязать последний к ценам в сервисах, с которыми они работают. А они, понятно, совсем не дилерские.

Нет ясности и в том, какой должна быть стоимость запчастей.

В Российском Союзе Автостраховщиков собираются провести масштабное исследование рынка и создать электронный каталог, в который вошли бы цены на комплектующие для большинства моделей.

Это миллионы наименований! Возможно ли вообще такое? Причем цены предлагается принять средними по регионам — это между китайскими подделками и дилерским предложением. Можно ли тогда будет говорить о покупке оригинальных запчастей?

В первом чтении поправки к закону об ОСАГО были приняты еще в 2013 году. Кое-что из вышеприведенного в них не существовало. Второе чтение назначено на 17 июня. Каким станет закон и как изменятся «правила поведения» истца в суде, решать Госдуме. Или уже все решено?

Источник: https://www.drom.ru/info/misc/28669.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.