В каких случаях оформляется европротокол при дтп

Содержание

Произошло ДТП: в каких случаях и как оформляют Европртокол участники аварии?

В каких случаях оформляется европротокол при дтп

Процедура под названием Европротокол подразумевает упрощённый порядок оформления лёгких ДТП самими его участниками. Вызов на место аварии сотрудников ГИБДД в этом случае не требуется.

Заполнение бланка Европротокола (извещения о ДТП) позволяет, не тратя лишнего времени, оформить ДТП и убрать автомобили с дороги, не создавая помех дорожному движению.

В статье можно прочитать про то, в каких случаях заполняется Европротокол и как правильно оформляется, также о других нюансах.

Когда люди могут составить протокол о дорожно-транспортном происшествии самостоятельно?

Правильно заполненный бланк извещения о ДТП даёт основание потерпевшей стороне получить положенную выплату по страховому полису. Процедура Европротокола регулируется ст. 11.1 Федерального Закона «Об ОСАГО» N 40-ФЗ. Законом предусмотрен чёткий свод правил: в каких случаях участниками составляется Европротокол при ДТП, а в каких эта возможность исключена.

Оформление упрощённой процедуры фиксации ДТП возможно, если:

  1. ДТП стало результатом столкновения двух транспортных средств (включая ТС с прицепами: такое ТС рассматривается как единое транспортное средство).
  2. В результате ДТП вред был нанесён только двум транспортным средствам. В результате аварии нет травмированных или погибших людей, нет ущерба иным транспортным средствам или любому другому имуществу.
  3. Оба водителя имеют страховой полис ОСАГО либо (для ТС, зарегистрированного за рубежом) иностранный договор страхования «Зелёная карта» на то транспортное средство, которое приняло участие в ДТП.
  4. Оба водителя согласны оформить ДТП по процедуре Европротокола, не имеют разногласий по поводу видимых повреждений автомобилей и того, кто стал виновником ДТП.

Что делать, если хотя бы одно из условий оформления не соблюдается?

Все условия – обязательны. Процедура Европротокола не используется, если хотя бы одно из перечисленных условий не соблюдено, например:

  • водители имеют спор по поводу того, кто виноват в аварии;
  • один из водителей настаивает на вызове полицейских;
  • в ДТП пострадали люди или нанесён ущерб более чем двум автомобилям и т.д.

Необходимо вызвать сотрудников ГИБДД и не покидать место происшествия до их прибытия. Если есть потерпевшие – вызвать «Скорую», по возможности – оказать первую помощь. Не менять ничего на месте аварии: для дальнейшего расследования нужно сохранить полную картину случившегося.

Размер ущерба

Справка! С 01.06.2018 г. вступил в силу Федеральный закон №448-ФЗ, согласно ему выплата по Европротоколу увеличена до 100 000 р.

Если авария случилась в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области – потерпевший может получить до 400 000 рублей.

Полис ОСАГО может быть оформлен в любом из регионов. Однако требуется соблюдение дополнительного условия. Транспортные средства должны быть оборудованы системами, фиксирующими факт ДТП и место ДТП с применением глобальных навигационных спутниковых систем: ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными системами.

Необходимо понимать, что 100 000 рублей – это небольшая сумма, которой хватит только на незначительный ремонт. Допустим, если разбита фара или слегка поцарапано крыло – покрыть затраты страховой выплатой несложно. Но что делать, если сумма ущерба европротокола превысила сумму выплаты по страховке? Подробнее о страховых выплатах по ОСАГО по Европротоколу при ДТП узнайте тут.

Если ущерб оказался больше 100 000 рублей

Сразу после аварии автовладельцу нужно в общих чертах оценить повреждения машины. Несложно прикинуть хотя бы «на глазок», в соответствии со здравым смыслом. Если ущерб велик, то соглашаться на фиксацию аварии Европротоколом не следует.

Нужно вызвать ГИБДД и затем подавать в страховую компанию документы, оформленные уполномоченными сотрудниками полиции. Максимальная сумма ущерба по европротоколу ОСАГО согласно ст.

7 № 40-ФЗ для возмещения ущерба транспортному средству потерпевшего составит 400 000 рублей.

Федеральный Закон «Об ОСАГО» №40-ФЗ также предусматривает ситуацию, когда потерпевший оформил Европротокол, но сумма фактического ущерба оказалась выше суммы страхового возмещения по данной процедуре. В п.

23 ст.12 данного нормативно-правового акта сказано: «С лица, причинившего вред, может быть взыскана сумма в размере части требования, оставшейся неудовлетворенной в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Можно прийти к соглашению с виновником ДТП, чтобы тот добровольно возместил недостающую сумму на ремонт авто. Если он отказывает – потерпевший имеет право обратиться с исковым требованием в суд.

Как оформить?

  1. Остановиться и выставить, согласно ПДД, знак аварийной остановки.
  2. Если есть свидетели, нужно попросить их оставить свои данные и контакты для внесения в бланк. Это пригодится, если будут дополнительные разбирательства.
  3. Бланк извещения о ДТП, полученный в страховой компании, заполняют один на двоих оба участника автоаварии.

    Заполнять необходимо шариковой ручкой. Каждый из водителей выбирает любую колонку в документе («А» или «В») и вносит информацию о своём транспортном средстве.

  4. Вначале заполняется лицевая сторона бланка извещения о ДТП. В её графы потребуется внести информацию об участниках ДТП, свидетелях, страховщиках, описание видимых повреждений автомобиля, обстоятельства аварии и т.д.

  5. Предельно внимательно нужно заполнить пункт 14. Описание видимых повреждений должно быть лаконичным, но полным и доскональным. Обратите внимание на то, чтобы другой участник ДТП не вписал туда лишних повреждений авто, которые не являются результатом данной аварии. Визуально незаметные повреждения при их наличии будут описаны экспертами.

  6. Если необходимо вписать какие-то дополнительные сведения о происшествии, используется пункт 15.
  7. Вдумчиво нужно заполнить пункт 16: правильно отметить в специальных графах все обстоятельства ДТП и затем вписать их итоговое количество в отдельной клетке. Не путайте «стоянку» и «остановку» (например, на красный сигнал светофора).
  8. Пункт 17 – составление схемы ДТП.

    Понадобится нарисовать контуры дороги, по которой производилось движение (с названиями улиц, номером трассы и т.д.), указать направление движения, итоговое положение транспортных средств «А» и «Б». Обязательно нужно указать на схеме разметку, дорожные знаки, светофоры, другие объекты, которые имеют отношение к данной автоаварии.

  9. Затем оба водителя разделяют листы бланка Европротокола. Они ставят подписи в пункте 18, а также проставляют свои подписи на обоих листах своего экземпляра извещения о ДТП с лицевой стороны.
  10. После этого каждый участник ДТП заполняет свою часть бланка с оборотной стороны.

    Здесь в специальных клетках указывается дополнительная информация об аварии и транспортных средствах.Важно! Эти графы заполняются максимально полно. Если не хватило места – нужно продолжить на обычном чистом листе, добавив на нём пометку «с приложением» и написав, к чему относится это приложение, указав составителей и заверив его подписями обоих участников ДТП.

    Заполнять надо чётким разборчивым почерком, желательно – печатными буквами. В оставшихся пустыми графах проставьте большую букву Z (либо в каждой графе поставьте «нет» или прочерк). Бланк должен быть чистым, в хорошем состоянии.

  11. Если возникла необходимость дополнить сведения в извещении после того, как бланк подписали и разъединили, то оба участника ДТП заверяют корректировки подписями.
  12. Хорошо, если есть возможность сделать фотоснимки места аварии. Снять нужно:
    • общий план места происшествия;
    • следы торможения, места, отлетевшие во время аварии элементы ТС, разбитые стекла и т.д;
    • оба автомобиля со всех сторон крупно (с номерами);
    • видимые повреждения авто.
  13. Непременно сохраните запись с видеорегистратора.
  14. После заполнения бланка Европротокола, можно уезжать с места ДТП и обращаться в страховую компанию за выплатой ущерба (о том, что делать после составления Европротокола, куда обращаться, узнайте в этой статье) .

Подробнее об извещении о ДТП, о порядке и правилах его заполнения можно узнать в отдельной статье.

  • Скачать бланк Европротокола
  • Скачать образец Европротокола

Процедура Европротокола облегчает процесс фиксации лёгких аварий. Оформление такого бланка – экономия времени для обоих водителей. Есть и ещё один нюанс. Сотрудники ГИБДД на место аварии не выезжают. Значит, права не «отберут», даже если водитель допустил нарушение ПДД, за которое предусмотрена такая мера ответственности.

Источник: https://pravovoi.center/avtoyurist/dtp/oformlenie/evroprotokol/usloviya-ofor.html

Европротокол: применять или не рисковать?

В каких случаях оформляется европротокол при дтп

Когда случается ДТП, важно не пропустить ни одного шага по оформлению происшествия. Рассказываем по порядку.

Итак, после ДТП одно из первых решений, которое нужно принять, — как его оформлять: с привлечением сотрудников ГИБДД или без них (в упрощенной форме), ехать ли в отделение или сразу в страховую.

Часто, впрочем, это решение принимают за водителей — «гаишники» все чаще отказываются выезжать на аварии без человеческих жертв (если нет ущерба здоровью и жизни людей).

Если кто-то пострадал, сотрудник ГИБДД выехать обязан, а европротокол оформить невозможно.

Имеют ли правоохранители право игнорировать ДТП без жертв? В теории — нет: если попавший в аварию настаивает на приезде сотрудника ГИБДД, тот должен выехать на место происшествия.

На практике, однако, они даже на серьезные ДТП выезжают через 5—6 часов — однажды мы из окна офиса наблюдали много часов столкнувшиеся на перекрестке автомобили, один из них был буквально всмятку.

ГИБДД появилась после обеда, хотя все случилось до начала рабочего дня.

По статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), в ноябре 2018 года доля происшествий, оформляемых в упрощенной форме, превысила 50%, хотя в январе 2017 года составляла всего 32%. И вряд ли это все добровольные решения попавших в аварию, так как с европротоколом можно «попасть».

Что нужно знать, принимая решение, дожидаться ГИБДД или оформлять европротокол?

Главное, что нужно выяснить, — есть ли у обоих участников действующий полис ОСАГО. Сделать это можно, либо введя данные полиса на сайте РСА, либо через мобильное приложение «ДТП. Европротокол», разработанное РСА именно для этих целей. Наличие полисов «автогражданки» у всех участников столкновения является вторым непременным условием применения европротокола при отсутствии жертв.

Третий важный момент — сумма ущерба автомобилю пострадавшего. В определении суммы ущерба и кроется главная опасность: нужно «вписаться» в отведенный упрощенной формой лимит. Далеко не всегда можно на глаз оценить стоимость ремонта, к тому же могут быть скрытые повреждения, которые выявятся только на СТО.

Так что при наличии сомнений лучше все-таки вызвать работников ГИБДД и подождать их, пусть даже полдня. А вот автомобиль с дороги лучше убрать, чтобы не получить штраф за загромождение проезжей части.

Только не забудьте предварительно зафиксировать все произошедшее, в том числе с помощью камер смартфонов и в извещении, где нужно обязательно зарисовать положение машин на дороге.

Нервопротокол

Будучи водителем с двадцатилетним стажем, я, к своему стыду, лишь недавно выучила, что делать, если попала в аварию. Вызывать ли ГАИ? Ждать ли инспектора? Звонить ли в страховую, если ты не виновата? Но положение обязывает — пришлось идти учиться.

Если вы понимаете, что удар был не сильным, например слегка помято крыло или поцарапан бампер, то смело оформляйте «упрощенку». А если повреждения явно серьезные, то лучше не рисковать. Точнее оценить стоимость ремонта (страховую сумму) можно на сайтах станций техобслуживания или позвонив знакомому автослесарю.

Стоит иметь в виду, что с 1 июня 2018 года вступили в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, расширяющие лимит стоимости ущерба с 50 тыс. до 100 тыс. рублей по всей стране. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях проводится эксперимент с «безлимитным европротоколом» (в рамках 400 тыс.

рублей, отведенных по закону об ОСАГО на возмещение по «железу»). Однако стоит иметь в виду, что непременным условием «безлимитности» в этих четырех регионах является фотофиксация обстоятельств без возможности внесения в данные изменений (есть соответствующие требования Банка России).

Обстоятельства ДТП в теории могут быть зафиксированы либо с помощью устройств контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые пока не функционируют, либо с помощью мобильного приложения РСА «ДТП. Европротокол», которое Банк России в прошлом году разрешил применять.

Приложение поможет проверить полисы участников, а также даст рекомендации, какие фото необходимо сделать для фиксации обстоятельств ДТП. Эксперты советуют обязательно делать фотографии таким образом, чтобы была привязка к местности — номер дома с названием улицы или неперемещаемые объекты.

Приложение лучше скачать заранее. Делать это после аварии, находясь в состоянии шока, гораздо сложнее. К тому же сигнал Интернета может быть слабым или вовсе отсутствовать в нужное время в нужном месте. Заблаговременно стоит запастись и бланками извещений о ДТП, которое стороны обязаны заполнить и отправить в страховую компанию в любом случае.

Эти бланки выдаются страховщиком вместе с полисом, также их можно скачать на сайте любой страховой компании. Однако с июня прошлого года бланки несколько изменились: в них появилось место для записи разногласий об обстоятельствах ДТП, если таковые имеются у участников.

Теперь европротокол можно оформить и при наличии разногласий, но нужно иметь под рукой правильные бланки.

В будущем планируется отказаться от бумажных бланков — в 2019 году ожидается выход постановления правительства РФ, которое даст старт эксперименту по использованию электронного извещения в ряде регионов России.

Процедура проверки и заполнения извещения станет более простой и надежной: идентификация участников ДТП — пользователей мобильного приложения будет проводиться на основании регистрационных записей водителей на Едином портале государственных услуг. Итоги этого эксперимента будут анализироваться только в 2020 году, сообщал РСА.

Полностью переход на электронные извещения произойдет еще позже, так что пока запасаемся правильными бумажными бланками.

С сентября 2019 года появится еще один способ фиксации — запланирован запуск второго «легитимного» мобильного приложения «Помощник ОСАГО», которое разработано Банком России, сейчас происходит его передача Российскому союзу автостраховщиков. Об этом заявил недавно IT-директор РСА Алексей Самошин.

В течение какого-то времени приложения будут работать параллельно, однако впоследствии РСА планирует сформировать единое мобильное приложение для оформления электронного извещения по европротоколу, на которое будут ориентироваться участники страхового рынка.

Существующие приложения страховщиков, помогающие оформить европротокол, скорее всего, будут интегрированы с приложением РСА.

В 2019 году должны наконец заработать и устройства контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые будут еще более надежны, чем приложение.

Использование таких устройств открывает большие перспективы, поскольку они позволяют не только надежно фиксировать и передавать в РСА и в компанию данные о ДТП.

«ЭРА-ГЛОНАСС» также фиксирует телематические данные, которые позволят страховщикам оценить стиль вождения водителя и дать ему справедливый индивидуальный тариф по ОСАГО и по автокаско.

«​Жертв нет? Разбирайтесь сами!»

С 1 июня вступают в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, облегчающие жизнь сотрудникам дорожной инспекции — они смогут еще чаще отказываться от выезда на место происшествия.

Итак, что необходимо сделать при ДТП:

1. Убедиться, что все живы и здоровы.

2. Проверить полисы ОСАГО участников ДТП.

3. Сфотографировать (лучше через приложение РСА) автомобили и место происшествия с разных сторон. Если есть приложение, то надо, следуя инструкциям, заполнить формы и отправить их в РСА. Он передаст данные в компанию.

4. Заполнить бумажные извещения, зарисовав картинку на дороге, внеся данные обоих водителей и обеих машин. Описать разногласия относительно произошедшего, если они есть. На каждом из двух бланков (обычно они самокопирующиеся) должны стоять обе подписи участников ДТП.

5. Сообщить страховщику о случившемся.

6. Оценить приблизительно сумму ущерба. Если она меньше 100 тыс. рублей (400 тыс.

рублей для четырех экспериментальных регионов при наличии устройств «ГЛОНАСС» или приложения РСА), можно не вызывать ГИБДД и спокойно разъезжаться. Если есть опасения, что сумма больше, — ждать ГИБДД, настаивая на их приезде.

Самая распространенная ошибка — поехать в отделение в надежде, что они выдадут протокол о ДТП там, без выезда на место. Не выдадут. Не имеют права.

7. Если остановились на европротоколе, то спокойно разъезжаетесь, подписав бумаги. Важно в установленный срок — в течение 15 рабочих дней — отнести извещение в страховую компанию. Даже в том случае, если вы все отправили через приложение РСА.

8. Если европрокотол по каким-либо параметрам может не подойти, ждете ГИБДД — до победного, не стесняясь названивать и напоминать о себе.

Источник: https://www.banki.ru/news/columnists/?id=10881712

Что такое европротокол и как его оформлять при ДТП. Разбираем досконально

В каких случаях оформляется европротокол при дтп

Важно!

С 1 июня 2018 года максимальные выплаты по системе «Европротокол» составляют 100 тысяч рублей на всей территории России. А в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 400 тысяч рублей.

Если речь идет о более значительных аварийных повреждениях, то к такому упрощенному порядку в случае ДТП прибегнуть не удастся.

К сожалению, составление европротокола пока не пользуется большой популярностью среди отечественных автовладельцев. По привычке после дорожной аварии для оформления бланка страховой компании водители чаще всего обращаются к помощи сотрудников ГИБДД.

Это подтверждают и цифры статистики. Так, согласно опросу водителей среди посетителей группы «Маяка» в соцсети «», из ответивших лишь 16 процентов оформляли страховой случай по европротоколу и остались довольны результатом. Еще 10 % сказали, что воспользовались бы новой системой при аварии, а вот почти 23 % автомобилистов ответили, что будут по традиции вызывать ГИБДД.

Это объясняется, главным образом, плохой информированностью автомобилистов о европротоколе. Ведь оформление данному способу способствует существенной экономии времени обоих участников дорожно-транспортного происшествия. Что важно знать водителям о данной форме оформления ДТП и каковы обязанности участников происшествия? Будем разбираться.


Система оформления бланка ДТП без участия сотрудников ГИБДД (европротокол) официально разрешена для оформления в любом регионе страны.

В этом случае удается быстро освободить проезжую часть для движения остального транспорта, что особенно важно в условиях мегаполисов и на загородных дорогах с интенсивным движением.

Сами автовладельцы, попавшие в аварию, получают преимущество в виде экономии времени. Если документы оформлены правильно, потерпевшая сторона может претендовать на выплаты от страховой компании виновника ДТП.

— в результате аварии имело место столкновение между двумя автомобилями и не более;

— в результате дорожно-транспортного происшествия водители, пассажиры и пешеходы не получили травм;

— повреждения были зафиксированы исключительно у автомобилей-участников ДТП, вреда другому имуществу не нанесено;

— обе автомашины застрахованы по ОСАГО либо «Зелёной карте»;

— участники аварии имеют схожее мнение по поводу происшествия (кто виноват, характер и предварительная стоимость повреждений и т. д.).

В этом году появилось важное новшество: с 1 июня 2018 года европротокол можно оформить даже при наличии разногласий у участников аварии.

Если хотя бы у одного из участников ДТП автомобиль оборудован специальными системами на основе ГЛОНАСС, которые способны передавать некорректируемую информацию в автоматизированную информационную систему ОСАГО, то можно смело оформлять европротокол даже при наличии разногласий.

Правда, как признаются эксперты, данная система пока находится в стадии разработки и фактически не работает.

Если нет устройств ГЛОНАСС, но есть специальное мобильное приложение «ДТП. Европротокол», тоже можно не вызывать ГИБДД даже при наличии разногласий.

С помощью этого приложения можно провести съемку повреждений, и оно само передаст некорректируемую информацию в АИС ОСАГО. Оно даже подскажет, что и как снимать. Скачать приложение «ДТП.

Европротокол» на смартфон можно в App Store для Iphone или в Google play для Android бесплатно.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не соблюдено или у автовладельцев‑участников ДТП имеются разногласия по поводу случившегося, придется вызывать инспекторов ГИБДД.

Бланк европротокола выдается сотрудниками страховых компаний. Если у владельца автомобиля имеется оформленный полис ОСАГО, в комплекте к нему прилагается и бланк европротокола.

В 2018 году некоторые страховые компании предоставляют услуги аварийного комиссара бесплатно, в качестве дополнительной услуги при оформлении страховки. В этом случае основные его обязанности — определение страхового случая и оценка вреда. При подписании договора со страховой фирмой можно заранее прописать расширение спектра услуг комиссара, если это предусмотрено договором страхования.

Как правило, вызов комиссара и заполнение извещения о ДТП обойдется от 1 тыс. рублей, поэтому не так много водителей в реальной жизни прибегает к их услугам. Большинство автовладельцев стремятся самостоятельно оформить европротокол. Процедура упростится, если помощь аварийного комиссара идёт по страховому полису. 

В текущем году для водителей в законодательстве появилось важное и не самое приятное нововведение — отныне водители, отказывающиеся от оформления европротокола при незначительной аварии, будут оштрафованы. Если в результате ДТП пострадали только одна или две машины, но при этом они не покинули оперативно проезжую часть, им полагается штраф — 1 тыс. руб.

После оформления всех документов, надо передать извещение в страховую компанию на протяжении 5 рабочих дней. Если в 2018 году вы воспользовались помощью аварийного инспектора, то у вас в запасе есть 15 рабочих дней для передачи всей документации.

Пострадавшая сторона должна предоставить страховщику заявление на выплату компенсации. При этом с европротоколом в страховую фирму должны будут поехать как пострадавшая, так и виновная сторона.

1. Совместно со вторым участником ДТП заполнить лицевую сторону Извещения о ДТП (Европротокол).

Далее Извещение о ДТП разделяется на два равнозначных листа — каждому участнику ДТП по одному одинаковому листу (самокопир считается полностью идентичным первому листу).

2. На своем листе Извещения о ДТП заполнить обратную сторону.

3. Свой экземпляр Извещения о ДТП обязательно отправить в свою страховую компанию по адресу, указанному на полисе ОСАГО — не позднее 5-ти дней с момента ДТП.

4. Не ремонтировать и не утилизировать свой автомобиль до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП. Это делается, что страховая компания при необходимости могла осмотреть повреждения автомобиля.

5. Предоставить машину на осмотр в свою страховую компании, если она этого потребует, не позднее 5 дней со дня получения такого требования.

На схеме обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц, дорог и т.д., а также направление движения, конечное положение ТС «А» и ТС «В», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.

Пример схемы:


Извещение о ДТП является официальным безотзывным документом. Каждый экземпляр Извещения о ДТП состоит из двух скрепленных листов: первого и самокопира (второго листа).

Лицевая сторона первого листа совместно заполняется и подписывается обоими участниками ДТП.

После заполнения лицевой стороны Извещение разъединяется — каждому из участников ДТП по одному экземпляру.

Пример заполнения протокола:


Ответственность каждого из участников ДТП определяется только в соответствии с данными, вносимыми обоими участниками ДТП на лицевой стороне Извещения.

Рекомендуется первый лист Извещения о ДТП оставлять предполагаемому потерпевшему, второй лист (самокопир) — предполагаемому виновнику ДТП. В принципе, не имеет значения, кому достанется первый лист, а кому второй (рекомендации связаны с тем, что оригинал Извещения легче отсканировать и переслать Страховщику виновника при прямом возмещении убытков).

После разъединения экземпляров Извещения внесение изменений на лицевой стороне Извещений не допускается.

Оба участника ДТП обязаны самостоятельно заполнить обратные стороны Извещения. Обратную сторону рекомендуется заполнить уже дома (во Франции даже рекомендуют ее заполнять вместе с юристом).

На обратной стороне Извещения о ДТП имеется бланк декларации, он заполняется каждым водителем отдельно. Эти данные позволяют получить дополнительную информацию, необходимую для разбирательства страхового случая.

— экземпляры разъединены; — заполнены обе стороны каждого экземпляра Извещения. В некоторых случаях, информация с обратной стороны Извещения о ДТП от виновника ДТП может и не понадобиться для подтверждения страхового случая.

Но лучше не рисковать: есть обязанность заполнить обе стороны Извещения каждым участником — иначе страховая компания может отказать в страховой выплате.

Источник: https://mayaksbor.ru/news/society/chto_takoe_evroprotokol/

Смотрите, какая тема — Составили европротокол после ДТП – что делать дальше виновнику и потерпевшему?

В каких случаях оформляется европротокол при дтп

Не так давно за роковую ошибку в ненаправлении европротокола после ДТП или при его неправильной отправке в страховую компанию грозила серьёзная финансовая потеря для потерпевшего в виде регрессного требования. Но в 2020 году после изменений такая лазейка для страховщика по ОСАГО упразднена. Хотя, регресс всё ещё может быть. В статье расскажем, как его избежать и правильно уведомить страховую о случившемся ДТП.

После ДТП: проверяем, правильно ли составлено извещение!

Напомним, что в 2020 году составить европротокол после дорожного происшествия можно как в бумажном, так и в электронном виде.

Для оформления электронного извещения понадобится смартфон, регистрация на портале ГОСУСЛУГ и специальная программа. Оформить его можно будет при следующих условиях:

  • если нет разногласий,
  • если владельцами автомобилей являются физлица,
  • если позволит оформить сама программа.

Если сделать это в электронном виде не выйдет, тогда придётся оформлять по-старому, на бумажном бланке.

Условия для написания извещения на бумаге следующие:

  • отсутствие разногласий об обстоятельствах и повреждениях,
  • в ДТП пострадали только автомобили, и их не более двух,
  • наличие ОСАГО у обоих участников происшествия.

Заполнять европротокол по ОСАГО нужно внимательно, разборчиво и не пропуская данных.

  1. Сведения по участникам ДТП можно заполнять каждому из водителей или же доверить это кому-то одному.
  2. Перед подписанием извещения всё нужно внимательно проверить.
  3. Сверить указанные повреждения машин, чтобы не было лишних или невписанных.
  4. Проверить, правильно ли отмечены обстоятельства ДТП и нарисована схема происшествия.
  5. Оба водителя подписывают европротокол с лицевой стороны на каждом бланке, оборотную сторону они заполняют и подписывают каждый самостоятельно.
  6. Если один из бланков самокопирующийся, проверьте, чтобы на втором экземпляре всё прописалось и было читаемо.

Нужно также проследить, чтобы виновник ДТП обязательно указал в европротоколе (например, в графе №15 для замечаний) о том, что он полностью признает свою вину. В законе 2020 года такого требования нет, но на практике такая запись поможет избавить от проблем с получением выплаты от страховщика.

Желательно не допускать в европротоколе ошибки и исправления, но если такое произошло, а заполнить извещение заново не представляется возможным, тогда каждое исправление необходимо заверить подписями обоих водителей.

Нужно ли отвозить его в ГИБДД?

Упрощенное оформление ДТП через европротокол создано как раз для того, чтобы зарегистрировать мелкие аварии можно было без помощи сотрудников ГИБДД. Поэтому после заполнения бланков ничего отвозить в ГАИ не требуется.

Сотрудники инспекции только рады, что не будут знать о вашем ДТП, ведь у них будет лучше статистика.

Но помните, если что-то не так с оформленным европротоколом, то дорожно-транспортное происшествие можно оформить и в ГИБДД, для этого необходимо будет туда явиться обоим участникам аварии.

Нужно ли и куда отправлять бланк виновнику?

В пункте 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО прописана обязанность виновника по направлению своего экземпляра европротокола страховщику.

Направлять его нужно в ту страховую, у которой было сделано ОСАГО, в срок 5 рабочих дней после ДТП. Адрес для отправки лучше взять из данных страховщика указанных в ЕГРЮЛ. Найти нужную компанию лучше по ИНН или ОГРН, а получив выписку, взять оттуда адрес центрального офиса или адрес официального филиала в вашем регионе.

Вот данные некоторых страховщиков для поиска в егрюл:

  1. РГС (ПАО СК “РОСГОССТРАХ”) ИНН: 7707067683; ОГРН: 1027739049689,
  2. РЕСО (СПАО “РЕСО-ГАРАНТИЯ”) ИНН: 7710045520; ОГРН: 1027700042413,
  3. ВСК (САО “ВСК”) ИНН: 7710026574; ОГРН: 1027700186062,
  4. Альфа (АО “АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ”) ИНН: 7713056834; ОГРН: 1027739431730,
  5. Ингосстрах (СПАО “ИНГОССТРАХ”) ИНН: 7705042179; ОГРН: 1027739362474.

Регресс за неуведомление страховой компании

Когда говорят, про регресс от страховщика, связанный с неуведомлением о ДТП после составления европротокола, то имеют в виду обязанность виновника представить в СК свой бланк извещения. Нет, уведомлять страховщика о наступившем страховом случае тоже надо, такая обязанность прописана в пункте 3.9 Правил ОСАГО, но за несообщение о ДТП никогда не было регресса.

Но в настоящее время не будет регресса и за непредоставление бланка страховщику. Данную норму убрали еще в мае 2019 года, но оставались действующими полисы, которые были заключены до 1 мая того же года.

Сейчас таких полисов не осталось, и по новым договорам такого права у страховщика нет.

А раз не будет права взыскивать регресс, то и следить о правильной подаче бланка на практике 2020 года нет особой необходимости.

Но правильно нужно подавать все документы, а не только европротокол, поэтому

  • при личной сдаче необходимо иметь копию сдаваемого документа с отметкой страховщика о принятии (входящий номер, дата принятия, ФИО сотрудника, печать),
  • а при отправке почтой – опись вложения в отправление с подробным указанием отправляемых документов и чек.

Я не зря указал про старые договоры, ведь по ним все еще можно получить регрессное требования от страховой.

Срок на предъявление страховщиком такого требования – 3 года со дня выплаты страхового возмещения.

Поэтому по ДТП? произошедшему в 2019 году с полисом? заключенным до 1 мая 2019 года, можно за несданный бланк европротокола получить регрессное требование и в 2020, и в 2021 году, а может даже и в 2022.

Всё ещё зависит от того, когда потерпевший обратится за возмещением, ведь пока нет обращения, нет выплаты, а, значит, нет и права на регресс у страховщика.

Стоит помнить, что несданный европротокол – это не единственное основание для регресса. В 2020 году его можно получить при оформлении европротокола, если вы приступили к ремонту в течение 15 календарных дней со дня ДТП и (или) не показали страховщику машину, когда он это потребовал.

Что делать потерпевшему?

Немаловажный вопрос: куда и как правильно подавать свой бланк извещения потерпевшему в ДТП. Составление европротокола ускоряет и упрощает оформление самого происшествия, но с получением выплаты быстро может и не получиться!

В какой срок после ДТП нужно обратиться?

Направление европротокола страховщику в течение 5 рабочих дней требуется не только от виновника ДТП, но и от потерпевшего.

Однако, для потерпевшего нарушение данного срока никакой опасности не несет. Обратиться за выплатой по европротоколу можно и позже, даже через несколько лет, но не позднее общего срока исковой давности, который составляет 3 года.

В свою страховую или виновника?

Подавать заявление вместе со своим экземпляром европротокола необходимо вашему страховщику, у которого оформлено ОСАГО. Это одно из условий прямого возмещения убытков. Тут всё просто: если условия ПВУ не выполняются, то, скорее всего, ваше ДТП не подходит и для оформления европротокола.

Нужно и можно ли делать экспертизу самому?

Можно на этот вопрос ответить коротко: любой каприз за ваши деньги. Данная фраза очень подходит к ситуации с экспертизой от потерпевшего. Но для пытливых умов мы, конечно же, всё распишем подробнее.

В настоящий момент все споры со страховыми решаются по следующему алгоритму:

  1. заявление страховщику (игнорирование, отказ или нарушение сроков),
  2. заявление о разногласиях в страховую (игнорирование, отказ или неполное удовлетворение),
  3. обращение к финансовому уполномоченному (нарушение сроков, отказ или несогласие с решением),
  4. суд.

Так вот, до суда можно обойтись и без независимой экспертизы, так как требований прикладывать её к заявлениям и обращению нет. Но, с другой стороны, для того, чтобы спорить, нужно знать, а кто прав по сумме выплаты – вы или страховщик?! Для этого можно провести оценку.

Если вы все же сделали независимую, то можно предоставить заключение и страховщику, и финупу, но вот стоимость её проведения вам вряд ли возместят. Если только страховщик не нарушил своих обязательств по осмотру автомобиля после ДТП.

Хорошей новостью здесь является то, что некоторые экспертные конторы предлагают упрощённую экспертизу просто для оценки стоимости – без предоставления расчётов и оснований, необходимых для суда.

А вот если вообще не было осмотра от страховой, тогда экспертизу желательно сделать, и её стоимость должны возместить даже на досудебной стадии.

Каких-либо запретов на проведение экспертизы нет. Только не забывайте уведомлять страховщика не менее чем за 3 дня до экспертизы о её проведении и приглашайте поучаствовать.

Список документов для обращения по ОСАГО

При заявлении страхового случая по европротоколу список документов будет самый маленький. Потребуются лишь основные:

  1. заявление о прямом возмещении убытков,
  2. бланк европротокола (извещение о ДТП),
  3. паспорт выгодоприобретателя (собственника машины),
  4. документ, подтверждающий право собственности на авто – как правило, это договор купли-продажи, но по факту страховые принимают (и даже требуют) свидетельство о регистрации на авто и/или ПТС.

Как правильно сдать европротокол?

Если вы будете подавать документы лично, тогда следите, чтобы в акте приема-передачи документов было указано, что вы сдали страховщику полный комплект, включая бланк европротокола. Должно быть указано, что вы сдали именно подлинный экземпляр.

При отправке почтой в описи вложения в почтовое отправление также обязательно указывайте, что направляете подлинный экземпляр извещения.

Что делать после подачи и сколько ждать выплату?

Как только страховщик получит от вас полный комплект документов, у него будет 5 рабочих дней не проведение осмотра поврежденного автомобиля. Вас или пригласят приехать на осмотр, либо должны провести осмотр по месту нахождения машины, если она не может участвовать в дорожном движении.

Время на осмотр не увеличивает общий срок на выплату страхового возмещения или выдачу направления на ремонт. И то, и то должно быть сделано страховщиком в течение 20 календарных дней со дня, когда был сдан полный комплект документов.

Сколько размер возмещения?

Какой ущерб возместит страховщик, зависит от того, как оформлялось ДТП. Несмотря на то, что речь идет только про европротокол, возмещение может быть и 100, и 400 тысяч рублей.

Для достижения лимита в 400 000 рублей, необходимо оформлять аварию с помощью специальных технических средств. Но как правило, водители оформляют без какой-либо техники и претендуют лишь на 100 000 рублей.

Но если вы ошиблись в оценке ущерба или же если были скрытые повреждения, которые дорого обойдутся в ремонте, это не значит, что больше ста тысяч вам ничего не получить. Разницу можно взыскать с причинителя вреда.

Но главное – понимать, что это за разница такая.С виновника можно взыскать недостающую разницу на ремонт между рыночной стоимостью восстановления автомобиля и стоимостью ремонта машины по Единой методике ОСАГО.

А теперь, простым языком. Если вы ошиблись в размере ущерба, который должна возместить страховая по ОСАГО, то эту разницу уже не взыскать. Ваша ошибка – ваши потери. Но даже если бы сумма ремонта была оценена правильно, это не значит, что её бы хватило на полноценный ремонт по рыночным ценам. Вот именно эту разницу, между рынком и Единой методикой и можно довзыскать с причинителя вреда.

Пример. Произошло ДТП, и вы на месте посчитали, что ремонт обойдется не более чем в 100 000 рублей. После осмотра и оценки оказалось, что страховщик насчитал 150 000 ущерба.

Соответственно, он выплачивает вам только 100 тысяч (выплачивает, так как, когда вас направят на ремонт, вы откажетесь доплачивать свои деньги). Независимая по определению рыночной стоимости ремонта покажет, что ремонта на самом деле на 200 000 рублей. Вот с причинителя вреда вы сможете потребовать 50 000 рублей (200 000 – 150 000).

Отказ в выплате из-за неправильно составленного европротокола – когда законно, а когда нет?

Если вы допустите какие-то ошибки в оформлении европротокола, тогда отказ страховщика может быть вполне законным.

Именно поэтому статью я начал с необходимости тщательно проверять все вписанные данные: как свои, так и другого участника ДТП.

При этом, не соглашайтесь на европротокол после ДТП, если у виновника нет с собой какого-нибудь документа (например водительского удостоверения), и вы не сможете проверить правильность вписанных данных.

Законным будет отказ, если вы оформите свою аварию упрощенно с водителем, у которого будет “левый” полис ОСАГО. Поэтому по возможности пробивайте полис по базе РСА.

Но можно получить и незаконный отказ.

Вообще, чаще всего страховщики отказывают, когда в бланке европротокола виновник не написал, что полностью признает свою вину. Почему так? В декабре 2017 года Верховный Суд опубликовал новое Постановление Пленума ВС РФ № 58 об ОСАГО. В пункте 14 суд указал, что между участниками ДТП не должно быть разногласий и по степени вины.

Однако, в законе про признание вины и степень виновности в ДТП ничего нет, нет и специальной какой-то графы в европротоколе, где про это надо было бы указывать. Отсюда и отказы.

Что делать, если страховая отказала незаконно?

Получив отказ, пробуйте урегулировать досудебно, сперва подав в страховую компанию заявление о разногласиях, а потом через обращение к финансовому уполномоченному. Если не получится, тогда придется отстаивать свои права в суде. Не забывайте в суде потребовать неустойку, штраф и возмещение всех расходов.

Источник: https://TonkostiDTP.ru/a/sostavili-evroprotokol-posle-dtp-chto-delat-dalshe-vinovniku-i

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.