Действия при оформлении европротокола

Содержание

Правила оформления Европротокола при ДТП 2020 — образец и порядок действий

Действия при оформлении европротокола

Недостаточная правовая грамотность вредит в первую очередь самим автолюбителям. Например, далеко не всем участникам дорожного движения известно, что такое Европротокол при ДТП и как его оформлять. Однако эта информация считается крайне важной. Ведь самостоятельная подготовка документов по аварии значительно сокращает процесс разбирательств.

Причем по оценкам специалистов в будущем количество водителей, желающих напрямую общаться со страховой компанией, будет только расти. И хотя уже часть наших сограждан знает, в каких случаях составляется Европротокол при ДТП, само заполнение бланка по-прежнему вызывает много вопросов. Эта статья даст на них исчерпывающие ответы.

Как бесплатно скачать бланк Европротокола

В российском законодательстве понятие Европротокола отсутствует. Слово заимствовано из европейской практики, где водители оформляют аварии без привлечения полиции в 80% случаев. В России Европротоколом называют и процедуру самостоятельного заполнения бумаг участниками аварии, и официальный документ, в котором фиксируются обстоятельства происшествия — Извещение о ДТП.

Поскольку многие автовладельцы ищут сведения о том, где в 2020 году взять бланк и пример оформления Европротокола для фиксации ДТП , мы предоставили всю необходимую информацию в этом обзоре, включая и сами документы.

Новый бланк Европротокола введен банком России с 20.10.2017. Он действует для всех договоров ОСАГО, заключенных после указанной даты. Отличить новую форму можно по записям в правом верхнем углу:

Приложение 2 к Указаниям Банка России от 14 ноября 2016 года № 4192-У…
Приложение 5 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П…

Предыдущие формы Извещения о ДТП утверждались МВД РФ. Скачать актуальный бланк Европротокола можно ниже по ссылке.

Скачать бланк Европротокола

Водители, оформившие полис ОСАГО до 20.10.2017, на время его действия, могут использовать бланки, выданные страховой компанией при заключении договора, — форму, утвержденную Приказом МВД РФ № 155 от 01.04.11. Надпись в правом верхнем углу должна ссылаться на соответствующий документ.

Бланки практически не отличаются, а то, как составляется Европротокол при ДТП, логичнее всего рассмотреть на примере новой формы Извещения.

Извещение о ДТП заполняется при любой аварии, где причинен вред:

  • имуществу других физических или юридических лиц;
  • жизни и здоровью людей, включая пассажиров транспортного средства.

Оформление по Европротоколу возможно:

  • если в ДТП участвовало 2 автомобиля;
  • нет пострадавших;
  • оба водителя застрахованы по ОСАГО;
  • причинен вред только автомобилям-участникам;
  • между участниками нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП и причиненного ущерба;
  • сумма ущерба не больше 50 000 рублей (в рамках пилотного проекта для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей — не больше 400 000 рублей, при условии фиксации аварии на устройства, поддерживающие ГЛОНАСС).

Если все критерии выполнены, водители могут приступать к заполнению Европротокола.

Извещение о ДТП состоит из трех листов — двух бланков для участников и Инструкции по заполнению документа. Лицевая часть второго бланка — самокопирующаяся. При заполнении первого экземпляра Европротокола, информация отпечатывается на втором. Если документ скачан из интернета, потребуется заполнить оба экземпляра вручную.

Вот основные правила, диктующие автолюбителю как самостоятельно составить Европротокол без ГИБДД, чтобы получить страховку:

  1. Вносить сведения в поля документа необходимо шариковой ручкой, чтобы на втором листе оставался четкий отпечаток.
  2. Писать разборчиво, лучше печатными буквами.
  3. Обязательно заполнение обеих страниц бланка для каждого водителя.
  4. Все исправления должны быть заверены подписями.

Для оформления ДТП по Европротоколу используется только один комплект Извещений. Неважно, кто из водителей его представит.

Пошаговая инструкция по заполнению Европротокола

Лицевую форму Извещения о ДТП водители оформляют сообща на месте аварии, чтобы избежать противоречий об обстоятельствах происшествия. Если в этой части документа присутствуют исправления, они должны быть заверены подписями обоих водителей. На лицевой стороне протокола размещены 18 пунктов.

Пункт 1. Место ДТП. Указывается адрес, по которому произошло столкновение, — город, улица, ближайший дом. Например: гор. Москва, ул. Шолохова, д. 18.

Если авария произошла на перекрестке, указывается пересечение улиц. При столкновении за пределами населенного пункта в протокол вписывается название трассы, километр и направление.

Пример: Е95 154 км, направление — из Санкт-Петербурга в Москву.

Пункт 2. Дата ДТП вносится в формате: ДД.ММ.ГГГГ ЧЧ:ММ, где ЧЧ:ММ — время происшествия.

Следующие пункты Извещения о ДТП должны быть заполнены согласно критериям Европротокола. При несоответствии необходимо вызывать полицию.

Пункт 3. Количество поврежденных ТС — 2.

Пункт 4. Количество раненных и погибших (п. 4) — ставятся прочерки или нули.

Пункты 5 и 6. Проставляются галочки «Нет» в пункте о проведении освидетельствования на состояние опьянения (п. 5), а также разделах по материальному ущербу другим транспортным средствам и другому имуществу (п. 6).

Пункт 7. Указываются свидетели происшествия — Ф.И.О., адрес, телефон, при их наличии. Если свидетели — пассажиры из автомобиля участника, их фамилии следует подчеркнуть для уточнения. При отсутствии — ставится надпись «нет свидетелей».

Пункт 8. Галочка «Нет» в поле «Оформление сотрудниками ГИБДД».

Пункты с 9 по 17 водители заполняют каждый для своего транспортного средства. Для ТС «А» — правый столбик, ТС «Б» — левый. Для пунктов 9–12 сведения берутся из следующих документов:

  • свидетельства транспортного средства;
  • водительского удостоверения;
  • доверенности (при наличии);
  • страхового полиса.

Советуем сверить информацию с указанными документами другого водителя перед проставлением подписи. Полис ОСАГО можно проверить на сайте РСА в онлайн-режиме.

Пункт 13. Место первоначального удара. Нужно выбрать транспортное средство, соответствующее ТС участника (грузовой или легковой автомобиль, мототранспорт), и указать стрелкой, куда пришелся первый удар.

Пункт 14. Характер и перечень повреждений. Описывается характер повреждений и детали, на которых они произведены.

При описании характера повреждений используются слова — царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Следует составить полный перечень видимых наружных повреждений.

Иначе страховщик может решить, что неуказанные поломки получены при других обстоятельствах. Внутренние повреждения устанавливает экспертиза.

Пункт 15. Замечания. Сюда можно внести обстоятельства аварии, не указанные в п. 16 протокола. Здесь же ставятся подписи водителей, удостоверяющие правильность оформления своих данных на лицевой стороне протокола.

Пункт 16. Обстоятельства ДТП. Вносятся отдельно по каждому автомобилю. Водитель ТС «А» заполняет правый столбик, водитель ТС «Б» — левый. Каждый участник должен внимательно прочитать варианты маневров и отметить пункты, соответствующие своему поведению на дороге. В конце указывается количество выделенных пунктов.

Пункт 17. Схема ДТП. На плане нужно отразить место столкновения и положение машин относительно друг друга и объектов дорожной инфраструктуры. Помечаются названия улиц. Важно нанести все объекты, доказывающие виновность или невиновность водителей — направление движения, дорожные знаки, разметку.

Пункт 18. Подписи водителей, удостоверяющие отсутствие разногласий по п. 14, 15, 16, 17. После заполнения данного пункта не допускаются односторонние изменения лицевой стороны протокола.

Обратная сторона Европротокола дополняет информацию по происшествию. Ее каждый водитель заполняет самостоятельно в ближайшее удобное время и подписывает единолично. На обратной стороне 7 пунктов.

Пункт 1. Галочкой отмечается, водитель какого транспортного средства — «А» или «Б» заполняет вторую часть Извещения о ДТП.

Пункт 2. Обстоятельства ДТП. В этом пункте описываются маневры машин и действия водителей до, во время и после аварии. Что характерно, многие водители до сих пор не знают, как заполнить обстоятельства ДТП. Здесь все предельно просто — писать нужно коротко и по делу, отражая все значимые факты происшествия:

  • дату;
  • время;
  • место происшествия;
  • направление движения;
  • примерную скорость автомобиля;
  • какие действия и маневры совершали водители.

Пункт 3. ТС находился под управлением собственника или иного лица — галочкой отметить пункт, соответствующий обстоятельствам.

Пункт 4-5. Участие более двух транспортных средств (п. 4) и ущерб, причиненный другому имуществу (п. 5). По Европротоколу ставятся прочерки во всех полях.

Пункт 6. Может ли ТС передвигаться своим ходом. «Да» или «Нет» выбрать галочкой.

Пункт 7. Примечание. В этом разделе можно написать другие важные сведения, не указанные в других пунктах, например, информацию о фиксации происшествия видеорегистратором.

Для наглядного и более полного восприятия информации рекомендуем скачать образец заполнения Европротокола.

Скачать образец заполнения Европротокола

Можно даже с помощью описанной выше инструкции попробовать самостоятельно заполнить бланк — приобретенные благодаря такой тренировке навыки не будут лишними.

Как заполнять по КАСКО

Автолюбителей, застраховавшихся по КАСКО, традиционно интересует стандартный вопрос, можно ли по Европротоколу обратиться в страховую компанию и получить возмещение.

Таким водителям не стоит сомневаться, так как для этих целей и внедрялась вся эта система оформления. Соответствующие Указания ЦБ РФ опубликовал 01.10.2014 в Вестнике Банка России.

Порядок заполнения Извещения о ДТП идентичен ОСАГО.

Что делать после составления документа

Подать документы по ДТП, оформленном без ГИБДД, в страховую компанию должны оба участника. У виновника на это есть 5 рабочих дней, у пострадавшего — 15 календарных, за вычетом выходных и праздников. Договор между страхователем и страховщиком может предусматривать иные сроки извещения для виновного водителя.

Однако следует учитывать, что страховая компания сама определяет, кто виноват в аварии, и её мнение может отличаться от решения водителей-участников. Поэтому рекомендуем обратиться к страховщику как можно быстрее.

Регламент Европротокола позволяет пострадавшей стороне требовать возмещение ущерба как в своей страховой фирме, так и в компании виновника ДТП. Спровоцировавший аварию предоставляет материалы своему страховщику, и многих в этой ситуации беспокоит, что будет с виновником ДТП, если Европротокол составлен неправильно.

Такие тревоги оправданы — неверное составление документов чревато отказом страховой компании от выплаты страхового возмещения. В этом случае пострадавший водитель может обратиться в суд с иском к виновнику. Помимо оплаты ущерба от аварии, ответчику грозят расходы по покрытию судебных издержек. Решение страховщика можно оспорить в судебном порядке.

Источник: https://AvtoPravil.net/pravila-oformleniya-evroprotokola.html

Европротокол: стоит ли оформлять происшествие без ГИБДД?

Действия при оформлении европротокола

Автомобилисты достаточно редко оформляют ДТП без участия компетентных органов. «Европротокол» не сильно популярен ещё и потому, что страхователи не понимают, когда могут использовать данный инструмент. В каких случаях стоит оформлять происшествие без ГИБДД, а когда лучше не рисковать?

«Европротокол» возможен, если выполнены все пять условий:

  1. В столкновении участвовало только два транспортных средства.
  2. Не причинён вред жизни и/или здоровью водителей, пассажиров или пешеходов.
  3. Отсутствуют разногласия касательно полученных повреждений и обстоятельств происшествия.
  4. Оба водителя застрахованы по ОСАГО и «вписаны» в свои полисы.
  5. Полученный ущерб не превышает пятидесяти тысяч рублей. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей данный лимит увеличен до четырёхсот тысяч. Но чтобы воспользоваться этой «опцией», на момент ДТП автомобиль должен быть оборудован «глобальными навигационными спутниковыми системами» (ГЛОНАСС). Пока подобная практика не распространена.

Впрочем последний пункт не мешает упрощённому оформлению ДТП, а лишь ограничивает размер выплаты. Когда все перечисленные позиции соблюдаются, водители не обязаны сообщать о происшествии в ГИБДД.

Они имеют право совместно заполнить бланк «Извещения о ДТП», и впоследствии каждый передаёт экземпляр этого документа своему страховщику.

Важно помнить, что в случае пренебрежения виновником аварии этой обязанностью с него могут взыскать страховую выплату пострадавшему в порядке регресса.

Для упрощения процесса оформления ДТП в соответствии с «Европротоколом» рекомендуется использовать мобильное приложение Российского Союза Автостраховщиков «ДТП. Европротокол».

Если водители не хотят использовать данный инструмент, без определённых самостоятельных действий всё равно не обойтись. Да, участники ДТП могут обратиться за оформлением дорожного инцидента в полицию, но для этого необходимо:

  • зафиксировать обстоятельства ДТП на фото/видео: расположение транспортных средств и их повреждения, а так же следы и предметы, связанные с происшествием;
  • прибыть на пост дорожно-патрульной службы или в подразделение полиции.

Вариант выезда сотрудников ГИБДД на место ДТП в рассматриваемой ситуации «Правилами дорожного движения» (ПДД) не предусмотрен. Причём, даже «надуманное» разногласие касательно происшествия не даёт соответствующей гарантии. При телефонном обращении в полицию водителям может быть вполне законно указан аналогичный алгоритм действий.

К тому же заполнять «Извещение о ДТП» в соответствии с Правилами ОСАГО придётся в любом случае. С той лишь альтернативной, что делать это можно отдельно друг от друга.

Например, если один из участников инцидента не хочет совместно оформлять документ. Также происходит при разногласиях относительно обстоятельств ДТП или участии в нём более двух авто. При этом в «Извещении» должна быть указана конкретная причина.

Комплект «Извещения о ДТП» состоит из двух идентичных листов – лицевая сторона комплекта самокопирующаяся. Совместное оформление «Извещения» состоит из следующих этапов:

  1. Каждый водитель выбирает и заполняет свою колонку лицевой части (любую – слева или справа). Вносятся общие данные по дорожному происшествию и составляется схема ДТП:
    • Обозначаются улицы с названиями и прилегающие объекты.
    • Указываются знаки и светофоры, разметка.
    • Фиксируется расположение машин – «А» и «Б», в соответствии с выбранной колонкой.
    • Отмечаются направления движения автомобилей.

Далее листы разъединяются и подписываются водителями с заполненной стороны в соответствующих графах нижней части формы. Каждый ставит в сумме четыре подписи: по две на каждом из разъединённых бланков.

  1. После этого участники ДТП заполняют по отдельности каждый свою часть комплекта с оборотной стороны. Основным разделом здесь остаётся описание обстоятельств происшествия. Также отмечается:
    • Кто из водителей заполняет оборотную сторону данного листа («А» или «Б»)?
    • Кто управлял авто – собственник или иное лицо?
    • Может ли машина двигаться самостоятельно? Если нет – то где она находится.

При «Европротоколе» заведомо не актуальны позиции относительно участия в ДТП более двух транспортных средств и повреждения иного имущества. В них ставятся прочерки как и в «Примечании», если оно остаётся не заполненным. Ставится дата, подпись, имя и фамилия.

Далее в течение пяти рабочих дней каждый водитель направляет своему страховщику оформленный экземпляр бланка «Извещения». Потерпевший делает это вместе с подачей заявления о выплате.

Страховая компания, желающая произвести осмотр повреждённого транспортного средства, обязана уведомить об этом собственника в течение 15 дней. Данный период не учитывает выходные праздничные дни и исчисляется со дня ДТП.

Собственник в ответ должен предоставить автомобиль в течение 5 рабочих дней. Понятно, что до осмотра (или до истечения оговорённых 15 дней) нельзя приступать к ремонту машины. Во всяком случае, без письменного согласия страховщика.

В стрессовой ситуации после дорожного инцидента непросто заполнить бланк «Извещения» без ошибок. Тем более, если впервые с этим сталкиваешься. В числе наиболее распространённых недочётов оформления, в частности, отмечаются следующие.

  • Отсутствие отметки об общем количестве заполненных полей (клеток) в п. 16 лицевой стороны бланка (обстоятельства ДТП).
  • Незаполнение п. 16 лицевой стороны бланка.
  • Неполный перечень внешних повреждений авто.
  • Отсутствие подписей, подтверждающих согласие участников с указанной информацией (п. 18 лицевой стороны).

Помимо этого, существуют и некоторые нормативные особенности, затрудняющие использование «Европротокола». К таковым, например, можно отнести:

  1. Отсутствие чётко регламентированного указания на виновность одной из сторон. На практике страховщики часто требуют соответствующую отметку от виновника в «Замечаниях» на лицевой стороне бланка или в «Обстоятельствах ДТП» (иногда в «Примечаниях») на оборотной. Хотя формально подобные требования ничем не подкреплены. Данная ситуация влечёт возможные злоупотребления как со стороны виновника ДТП, так и со стороны страховых компаний.
  2. При «Европротоколе» потерпевший не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении имущественного вреда после получения выплаты. Законодательно не оговаривается, относится ли это только к «неучтённым» первоначально повреждениям, или позиция фактически запрещает оспаривать размер возмещения. Наличие подобного «подводного камня» закономерно настораживает автолюбителей.

Тем не менее, самостоятельное оформление ДТП связано с двумя значительными преимуществами.

  1. Экономия времени. Как правило, заполнить «Извещение» получается гораздо быстрее, чем оформить происшествие в ГИБДД.
  2. Отсутствие санкций полиции. Для виновной стороны данный аспект может означать экономию заметной суммы денежных средств. А иногда позволяет избежать и более неприятных последствий нарушения.

Указанные обстоятельства порой оказываются весьма актуальны, «перевешивая» решение водителей в пользу «упрощёнки».

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_evroprotokol

Инструкция: Как составить европротокол

Действия при оформлении европротокола

Общество » Практика » Как отстоять права

Новые Правила дорожного движения начали действовать в России с 1 июля, но порядок действий при так называемом самостоятельном оформлении ДТП до сих пор вызывает много вопросов. О том, как правильно составлять европротокол, Pravda. Ru рассказал инспектор по пропаганде отдельного батальона ДПС ГИБДД по СВАО Москвы ГУ МВД Альберт Ниазбаев.

Оформление ДТП: правила Европротокола

— Альберт, в каких случаях можно использовать европротокол?

— Европротокол — это сам процесс оформления дорожно-транспортных происшествий без участия ГИБДД. На что это направлено? Это сделано, во-первых, для самих же участников ДТП, чтобы они много времени не теряли, оформляли сами все. Во-вторых, чтобы освободить проезжую часть. Не надо ждать ГИБДД.

Теперь условия, при которых возможно оформление этого европротокола. ДТП должно быть без пострадавших. То есть если какой-нибудь человек пострадал, рану получил или еще что-то, значит, уже нельзя оформлять европротокол, надо вызывать инспекторов ДПС.

Второе условие — должно не менее двух транспортных средств участвовать. Нельзя оформлять европротокол, если машина врезалась в дерево или в столб в плохую погоду.

Были разночтения по поводу того, считать ли грузовой транспорт с прицепом двумя транспортными средствами.

Сейчас мы выяснили, что можно оформлять европротокол, если участвовала грузовая машина с прицепом и другая машина, то есть можно оформлять европротокол, несмотря на то, что прицеп является отдельным транспортным средством.

— А если в ДТП участвует больше двух машин?

— Тогда вызываем ГИБДД. Третье условие — если пострадало имущество третьих лиц, тоже вызывать надо ГИБДД. Например, случилось ДТП, одну машину из-за удара повело, она, например, вышла на тротуар, разбила там киоск, дорожный столб или те же ограждения дорожные. Все, уже нельзя оформлять.

Также рекомендуется вызывать ГИБДД, если пострадало имущество, находящееся, например, в багажнике. Потому что ОСАГО не распространяется на это, лучше, чтобы ущерб оформило должностное лицо.

Если ущерб более 50 000 рублей, то опять надо вызывать ГИБДД. В этом случае самим европротокол не стоит оформлять.

— Является ли одним из условий составления европротокола то, что машина должна быть застрахована?

— Да, страховка на момент ДТП, естественно, должна быть действующей. Все водители должны быть там вписаны в графе, допущены к управлению. То есть при соблюдении этих условий возможно оформление европротокола. Это водители.

Теперь именно по оформлению. Так как европротокол — это сам процесс, оформляется извещение от ДТП. Оно дается страховой фирмой. То есть ранее водитель при себе должен был иметь полис ОСАГО.

А теперь он также должен иметь вместе с ОСАГО весь этот пакет документов, в том числе извещение о ДТП.

Оно дается на желтой бумаге, бланке именно вашей фирмы, но они одинаковы все, не зависит от того, какая страховая фирма.

Лицевая часть заполняется двумя участниками в одном экземпляре. Бланк состоит из основной, оригинальной части, а сзади самокопирка. То есть надо заполнять шариковой ручкой, и на второй стороне получается уже заполненная копия.

Все записывается, составляется. Здесь в целях собственной безопасности рекомендуется водителям все-таки самостоятельно проверить еще ОСАГО другого человека. На случай, если он скажет “да, у меня есть”, впишет, а потом окажется, что он просрочен. То есть самому удостовериться реально, что его полис ОСАГО действителен.

— А как определить виновника ДТП без инспектора ГИБДД?

— Если разногласий нет, один из водителей должен признать свою вину. Это тоже условие европротокола. Соответственно, виновник в своей части должен написать, что “свою вину признаю”. А потерпевший в этом случае пишет, что “вина второго водителя”.

— Насколько я понимаю, надо очень внимательно читать центральный столбец, потому что есть некие распространенные ошибки.

— Да, есть ошибки. Например, стоять на светофоре и стоять на стоянке — это не одно и то же. Поэтому прежде, чем начинать писать, надо заранее ознакомиться, какой пункт абсолютно соответствует вашему случаю.

— Расскажите поподробнее про фото- и видеосъемку с места ДТП.

— С 1 июля у нас были внесены поправки в Правила дорожного движения, что водитель должен в случае ДТП, после того, как удостоверился, что пострадавших нет, зафиксировать положение транспортного средства, следов торможения, следов ДТП, осколков и всего этого на видео- или фотокамеру. И далее, если его машина создает препятствие другим транспортным средствам, то убрать машину с места ДТП, чтобы освободить дорогу. Затем происходит дальнейшее оформление: заполнение этого извещения, после того, как освободили проезжую часть.

— А может же быть такая ситуация, что все сделали, знак аварийной остановки выставили, договорились, но в процессе заполнения протокола начинаются какие-то прения, когда кто-то не признает вину. Как-то с этим можно бороться?

— С этим вообще не стоит бороться. Если такое происходит, то на любом этапе оформления (даже в конце, когда уже подписи будут стоять) мысли о европротоколе оставляем и вызываем ГИБДД.

— Насколько важны свидетели в случае оформления европротокола? Следует ли записать их номера телефонов?

— Да, лучше получить, чтобы потом в случае чего можно было к ним обратиться и уточнить детали ДТП.

— Какие дальнейшие действия после оформления протокола? Водители разъезжаются, а кому остается этот протокол?

— Что первая сторона, что копия равноценны. Но так уж заведено и рекомендации такие, что первый лист остается у потерпевшего, потому что ему потом придется писать заявление о возмещении ущерба. Поэтому рекомендуется, чтобы у него была первая часть, а виновный получает копию.

Далее они в течение пяти дней свои извещения должны направить в свою страховую компанию. Соответственно, потерпевшая сторона прикладывает к нему все фотографии, все данные. Пострадавший к этому еще добавляет заявление о возмещении ущерба. Дальше, в течение 15 дней, они не должны самостоятельно начинать ремонт транспортного средства. Это важно.

Если же автомобиль очень нужен, то в этом случае самостоятельно надо этот вопрос решать, обращаться в страховую за разрешением отремонтировать за свои деньги, при том, что страховые выплаты будут уже потом.

— Возможно ли составлять европротокол, если одно из транспортных средств, участвовавших в ДТП, зарегистрировано не в России? Действителен ли документ по европротоколу для этого участника?

— Для машин, которые зарегистрированы не в Российской Федерации, если у них есть зеленая карта — это аналог того же ОСАГО, также можно оформить европротокол. Но в этом случае лучше сначала все-таки проконсультироваться по этим вопросам с экспертом. РСА (Российский союз автостраховщиков) рекомендует с ними сначала связаться. Телефон: 8-495-641-27-87.

— Поясните, пожалуйста, ситуацию со штрафом, который вменяют водителям, не убравшим вовремя машины с места ДТП. Если участники аварии не пришли к согласию и оставили машины на дороге, оштрафуют ли их за это?

— Штрафуют. В правила внесены поправки, один из пунктов которых гласит, что даже в случае несогласия они должны зафиксировать положения транспортных средств и освободить проезжую часть, чтобы не образовалось пробок в случае мелких ДТП. Получается, что если этот пункт правил не выполняется, это уже нарушение. То есть люди искусственно создают заторы, поэтому они штрафуются.

Весь законопроект направлен именно на борьбу с пробками. Ведь бывает, что соприкоснулись буквально бамперами, там одна царапина, но стоят, занимают две полосы.

— При этом возможен третий вариант — даже если люди не договорились, они могут попытаться, по крайней мере, оформить ДТП самостоятельно, но при этом на обочине подождать сотрудников ГИБДД.

— Да, конечно.

Это и сводится к тому, что они на месте зафиксировали все, а далее они позвонили в полицию, рассказали все обстоятельства ДТП и послушали, что им в полиции скажут, если у них имеются разногласия.

Если предположительно виновный водитель продолжает стоять на своем, то далее уже полицейский инспектор в дежурной части дает указание или ехать на определенный пост и оформляться, или дожидаться на месте.

— Получается, что ГИБДД начинает консультировать людей по телефону. Это очень здорово. Сократилась ли работа у ГИБДД? Или пока еще нужно больше информировать людей?

— Больше информировать пока нужно. Видимо, основная сложность в том, что людям все-таки сложно определить объем ущерба или стоимость некоторых частей, поэтому они все-таки продолжают ожидать ГИБДД.

Также по теме:

Неуплата штрафа – дорогое удовольствие

Выплаты по ОСАГО: кто судить будет?

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала

Источник: https://www.pravda.ru/society/1276172-rules/

Как оформить европротокол при аварии?

Действия при оформлении европротокола

В целях упрощения процедуры регистрации аварийных ситуаций при незначительных столкновениях автомобилей существует вариант оформления европротокола при ДТП без приглашения автоинспекции. Основными задачами нововведения являются снижение пробок и экономия сил и времени участников движения на дорогах.

Описание европротокола

Бланк европротокола (извещения о дорожно-транспортном происшествии) состоит из 2 листов, чтобы каждый из водителей, попавших в аварию, имел свой экземпляр.

Обе бумаги равнозначны в юридическом отношении. Вносимая на первую страницу информация копируется на нижний лист. После заполнения первых 13 пунктов бланк разделяется. Далее каждый из участников ДТП заполняет обратную сторону листов самостоятельно.

Законодательная база

Возможность оформления европротокола предусмотрена законом от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ и Правилами, утвержденными Положением Центрального банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П.

Новые правила оформления документа

Указанием ЦБ РФ от 8 октября 2019 г. № 5283-У внесены изменения в Правила, в т.ч. установлена новая форма европротокола.

Из бланка предыдущей версии извещения исключены:

  • количество транспортных средств, попавших в аварию (п. 3);
  • наличие пострадавших (п. 4);
  • освидетельствование на состояние опьянения (п. 5);
  • наличие ущерба третьему автомобилю, включая сведения о нем и описание повреждений (п. 6 и 4 с обратной стороны);
  • факт отсутствия сотрудников автоинспекции (п. 8);
  • повреждения иного имущества (п. 5 на обороте).

Пункты обновленного бланка европротокола заполняются следующим образом:

  1. Указываются наименование города (села, поселка и т.п.), улицы (переулка, проспекта и проч.) и номер дома, где произошло столкновение; если это случилось вне населенного пункта – трасса и км.
  2. Ставятся дата, часы и минуты ДТП.
  3. Заносятся данные о свидетелях (Ф.И.О., адрес).
  4. Заполняется информация о ТС: марки, госномера, свидетельства о регистрации, VIN транспортных средств А и В. После п. 3 появляются 3 колонки: данные об автомобиле А вписываются в левую колонку, о транспортном средстве В – в крайнюю правую.
  5. Вносятся сведения о собственниках ТС: Ф.И.О. гражданина или название юридического лица и его адрес.
  6. Предоставляется информация о водителях, включая Ф.И.О., даты рождения, адреса, телефоны, серии, номера, категории, даты выдачи водительских удостоверений, основания распоряжения ТС (собственность, путевой лист, доверенность и т.д.).
  7. Указываются наименование страховщика, номер и период действия полиса ОСАГО.
  8. Обозначается место удара.
  9. Рекомендуется перед заполнением внимательно осмотреть царапины, вмятины, сколы, появившиеся в результате удара, и только после этого записать, какие видимые детали повреждены.
  10. При сильном ударе рекомендуется написать замечания о возможных невидимых повреждениях.
  11. В средней колонке каждый из водителей сообщает об обстоятельствах случившегося (поворачивал направо, стоял на месте, ехал прямо и т.д.).
  12. Рисуется схема ДТП.
  13. Ставятся подписи участников при отсутствии разногласий. Ниже протокол подписывается еще раз.

После разъединения протокола водители на обороте в п. 14 обозначают ТС «А» или «В» и описывают столкновение в п. 15. Сообщается, какие события этому предшествовали, указываются номера автомобилей, дата, время и место.

Далее уточняется, кто был за рулем (п. 16) и может ли машина самостоятельно передвигаться (п. 17). В последнем пункте (в примечании) сообщается о фото- и видеосъемке, разногласиях о ситуации ДТП (при наличии).

Внизу проставляются подпись, дата, фамилия, инициалы заполнившего.

Если договор страхования был заключен до новых изменений, допускается использовать предыдущий бланк на время действия страховки. Как заполняется европротокол при ДТП, указано в инструкции, прилагаемой страховой компанией.

Возможность оформление без сотрудников ГИБДД

Европротокол оформляется без обращения в ГИБДД. При этом должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • происшествие случилось при участии 2 автомобилей;
  • данные о водителях вписаны в страховку;
  • отсутствуют пострадавшие или погибшие;
  • сумма ущерба не превышает 100 000 руб.;
  • не нанесен иной вред;
  • участники ДТП не имеют разногласий в части обстоятельств, характера аварии и перечня повреждений ТС;
  • на бланке стоят подписи обоих водителей;
  • существует возможность передачи данных о происшествии в автоматизированную информационную систему обязательного страхования.

Где получить бланк и как он выглядит?

Бланк европротокола выдается страховщиком, когда страхователь приобретает полис. Также его пример можно скачать в формате Word из правовых систем.

Он состоит из 18 пунктов, включая 1-13 с лицевой стороны, 14-18 на обороте (ранее были пункты 1-18 и 1-7).

Правила заполнения

Извещение заполняется во всех полях и графах, шариковой ручкой, разборчиво (можно печатными буквами), без помарок и исправлений.

Схема ДТП

Составлять схему происшествия рекомендуется в следующей последовательности:

  1. Сначала рисуются участок дороги и ориентирующие объекты (номера зданий, названия улиц, светофоры, разметка, дорожные знаки). Положение автомобилей обозначается в виде 2 прямоугольников, их движение – стрелкой, место столкновения – крестиком.
  2. Транспортные средства идентифицируются в виде «А» и «В», как и в других пунктах бланка. Условные обозначения (при наличии) расшифровываются внизу под рисунком.
  3. Дополнительную информацию, имеющую существенное значение, можно записать в замечаниях (п. 10).

Оформление европротокола онлайн

Изменения в Правила допускают возможность составления европротокола в электронном виде при следующих обстоятельствах:

  • отсутствии разногласий;
  • владении ТС физическими лицами;
  • наличии программы, обеспечивающей возможность составления электронного европротокола в системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг»;
  • возможности получения подтверждения о направлении составленного документа страховщику.

На сегодня действует мобильное приложение «ДТП.Европротокол».

Но в связи с изменениями Банк России предоставил Российскому союзу страховщиков новую версию – «Помощник ОСАГО», отвечающую современным требованиям. Она будет работать в тестовом режиме в 5 субъектах РФ: Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, Татарстане.

Действия обеих сторон после оформления документа

Порядок действий участников различается.

Виновник ДТП после составления европротокола в срок не более 5 рабочих дней переправляет документ почтой или вручает его лично в офисе страховщика. Водитель не может осуществлять ремонт своего ТС на протяжении 15 дней без письменного согласования страховой компании. По требованию он обязан предоставить поврежденную машину к осмотру и (или) экспертизе.

При несоблюдении хотя бы одной обязанности компания может предъявить регрессный иск.

Потерпевший в период до 5 рабочих дней после оформления ДТП предоставляет своему страховщику следующие бумаги:

  • заявление о возмещении ущерба;
  • заверенную копию своего паспорта;
  • реквизиты перечисления суммы по страховому возмещению;
  • свой экземпляр извещения о ДТП;
  • документ о праве собственности на поврежденный автомобиль или праве на получение страховки;
  • видео- или фотосъемку аварии (при наличии), подтверждающую отсутствие вины заявителя.

Размер выплат по европротоколу

Величина компенсации за ущерб при ДТП, после которого составляется извещение, не может быть выше 100 тыс. руб.

Максимальная выплата по европротоколу составляет 400 тыс. руб., если происшествие случилось на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей.

Данную сумму можно получить при фиксации последствий аварии фото- или видеосъемкой, отображении координат ДТП в системе ГЛОНАСС.

Сведения передаются страховщику специальными техническими устройствами, требования к которым утверждены постановлением Правительства РФ от 1 октября 2014 г. № 1002.

Источник: https://autochainik.ru/kak-oformit-evroprotokol-pri-dtp.html

Лайфхак. Как правильно оформить Европротокол — Российская газета

Действия при оформлении европротокола

  • проверить себя на травмы;
  • убедиться в благополучии спутников;
  • расставить аварийные знаки;
  • оказать посильную помощь пострадавшим;
  • побеседовать со второй стороной;
  • зафиксировать все аспекты аварии.

Всего два автомобиля-участника (машина с прицепом воспринимается как одно целое), адекватность водителей (трезвых, физически и психически здоровых) и отсутствие серьёзно пострадавших людей (включая пешеходов) и/или муниципальных объектов — необходимые условия для составления европротокола. В противном случае надо вызывать «органы».

В беседе со второй стороной необходимо выяснить, что вы не имеете претензий друг к другу, кроме имущественных, адекватно (и без разногласий) оцениваете степень вины и ущерб, имеете действующие страховые полисы и прочие необходимые документы и согласны разойтись мирным путём.

Что касается «аспектов аварии», тут нужна фото- и видеосъёмка, данные регистраторов обеих сторон и свидетелей, письменные показания зевак-прохожих, паспортные данные всех, кто участвовал в происшествии и наблюдал его со стороны.

Запечатлейте всё, что может иметь отношение к ДТП: общий вид аварии с разных сторон (в том числе издалека, желательно с дорожными знаками и светофорами в кадре), тормозной путь (измерить и сфотографировать), сколы краски, разбитые зеркала и другие повреждённые детали, протекторы шин (дабы не быть обвинёнными в езде на неподходящей по сезону или изношенной резине), владельцев машин и пассажиров (желательно в полный рост во избежание впоследствии возможных претензий по поводу травм) и прочие вещи, которые вам покажутся достойными внимания.

Можете приобщить к делу интервью с прохожими. Возите с собой большой блокнот и несколько ручек — так вы сможете быстро раздать листочки окружающим, попросив написать свои Ф.И.О, дату, время и пару слов о происшествии. Хотя бы в виде «синие Жигули ожидали на светофоре, а красный Запорожец наехал на них сзади».

Чем больше материалов окажется у вас на руках, тем спокойнее вы будете себя чувствовать.

Помните, что оборудование, на котором содержится запись о ДТП, должно быть представлено экспертам в натуральном виде, перезаписывать данные на иной носитель нельзя — это даёт право страховщикам оспорить их подлинность. Придётся тратить время и деньги на независимую экспертизу, но не факт, что это поможет.

В первую очередь водителю следует иметь представление о том, что следует делать при ДТП.

Оформить аварию по европейскому извещению не всегда возможно, потребуется одновременное выполнение следующих требований:

  • количество участников происшествия не может быть больше двух, повреждения и ущерб получили только они и никто другой;
  • водители, пассажиры или третьи лица не пострадали в аварии, не понесли физического ущерба;
  • оба водителя имеют полис ОСАГО или «Зеленую карту» (страхование на зарубежной территории);
  • между водителями есть солидарность в видении происшествия, другими словами, граждане согласны с тем, кто виновен в ДТП, каков размер возмещения;
  • цена ущерба и требуемого возмещения подходит под установленные правилами лимиты.

Если видение события у каждой стороны различно или возникают претензии, то придется вызывать сотрудников ДПС.

Оформление Европротокола допустимо исключительно при обоюдном желании участников события. Если вторая сторона ведет себя неадекватно, водитель явно нетрезв, то не стоит составлять извещение о ДТП.

Внимание! Если автомобиль застрахован по КАСКО, то проверьте пункт договора о возможности применения Европротокола. В подавляющем большинстве случаев требуется присутствие на месте ДТП сотрудников ГИБДД.

Если рассматривать практическую сторону вопроса, то желание водителей побыстрее закончить с формальностями и разъехаться по своим делам возникает в двух случаях:

  1. Когда повреждения минимальны и для получения страховки не требуется других справок.
  2. Ущерб незначителен (потертость или царапина) и участники ДТП не планируют обращаться в страховую компанию. Оформление европротокола в этом случае подтверждает, что у сторон нет претензий друг к другу.

С юридической же точки зрения положение дел обстоит несколько иначе. Согласно статье 1.11 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 существует ряд обязательных условий для оформления ДТП по европротоколу:

  • Отсутствие пострадавших, в том числе пешеходов и пассажиров.
  • Участие в ДТП не более двух транспортных средств, включая автомобили с прицепами.

Вопреки распространенной в сети информации, машина с прицепом в этом случае считается как одно транспортное средство.

  • Наличие у обоих водителей действующих полисов ОСАГО или «Зеленой карты» для иностранных авто.
  • Перечень повреждений, степень вины и другие обстоятельства аварии не вызывают разногласий.

Кроме этого, предполагаемые повреждения должны укладываться в ограничения по сумме страхового возмещения. Величина выплат устанавливается тем же законом:

  1. При оформлении ДТП без участия ГИБДД сумма возмещения не превышает 50 тыс. рублей.
  2. Если авария произошла на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) и их областей, то максимальная величина выплат по страховке приравнивается к установленному пределу по ОСАГО, то есть 400 тыс. рублей.

Условием для применения последнего пункта будет фиксация обстоятельств ДТП с помощью фото- и видеосъемки, а также навигаторами, использующими GPS, ГЛОНАСС или другие глобальные спутниковые системы. Во всех остальных случаях европротокол не составляется и дорожно-транспортное происшествие оформляется в стандартном порядке.

Однако, далеко не любое ДТП можно оформить по европротоколу.

Случаи, в которых допустимо составление европротокола, являются исчерпывающими и к ним относятся:

  1. Если участниками аварии являются только 2 автомобиля. При этом у каждого водителя обязательно должна быть страховка, действительная на момент ДТП.
  2. Если в результате аварии никто из водителей и пассажиров не пострадал.
  3. Если водители сами установили, кто из них является виновником аварии.
  4. Если в результате аварии не причинен вред муниципальному имуществу (к примеру, бордюрам, столбам и прочее).
  5. Если размер нанесенного автомобилям имущественного ущерба не превышает 50 000 рублей.

Только при наличии всех вышеперечисленных условий, можно приступать к составлению европротокола. В случае если хотя бы одно из условий не соблюдено – на место ДТП необходимо вызывать сотрудников ГИБДД, так как оформлять европротокол, в подобной ситуации, водители не имеют права.

Бывают случаи, когда европротокол на месте аварии составлять нет смысла. Так, если в ДТП участвовал лишь один автомобиль (к примеру, машина въехала в ограждение) или водитель случайно задел стоящий рядом припаркованный автомобиль.

В указанных ситуациях, на место дорожного происшествия необходимо вызывать сотрудников ГИБДД, а самостоятельно составленный европротокол, в подобной ситуации, будет являться недействительным.

Кроме того, указанный протокол не оформляется, если:

  1. Водители самостоятельно не смогли определить виновника аварии.
  2. Участниками аварии стали более двух машин
  3. Водитель или пассажиры получили телесные повреждения и вынуждены обратиться за медицинской помощью.
  4. В результате дорожного происшествия есть погибшие.
  5. Один из водителей (или оба) находятся в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения.

В перечисленных ситуациях, вызов инспекторов ГИБДД на место дорожного происшествия, является обязательным.

В 2019 году европротоколом обозначают вариант оформления ДТП, при котором не приходится прибегать к помощи инспекторов ГИБДД. Участники происшествия самостоятельно засвидетельствуют дорожно-транспортное происшествие. Благодаря оформлению европротокола при дорожно-транспортном происшествии  удается быстро освободить дорожное полотно для проезда других машин.

Европротокол официально разрешен для оформления в любом регионе страны.

В каких случаях возможно оформление европротокола при дтп?

Куда же идти с европротоколом, чтобы сдать его? Потерпевшая сторона после оформления Европротокола обращается в свою страховую компанию, ту с которой у нее заключен договор страхования (КАСКО или ОСАГО). Как уже отмечалось, обратиться к страховщику нужно в течение 5 рабочих дней с момента аварии и написать заявление на получение компенсации ввиду наступления страхового случая.

После рассмотрения представленных документов и проведения экспертизы автомобиля страховщиком, последним рассчитывается сумма ущерба и выдается направление на ремонт транспортного средства в одном из автосервисов (с которым у СК заключен договор) или выдается денежная компенсация. Подробнее об особенностях страховых выплат по ОСАГО по Европротоколу узнайте здесь.

Не рекомендуется эксплуатировать авто до проведения экспертизы СК, так как если транспортное средство получит дополнительные повреждения, которые не указаны в Европротоколе, то это будет расценено страховщиком как ошибка в извещении о ДТП.

  1. Оба водителя согласны на решения конфликта без привлечения инспекторов, бесспорным путем.
  2. ДТП произошло без летального исхода – отсутствие погибших, или же потерпевших на месте аварии.
  3. Только в той ситуации, когда участники аварии находились не под влиянием каких либо наркотических веществ, алкоголя или других химических препаратов.
  4. Если оба транспорта находятся на обеспечении страхового полиса ОСАГО.

На основании подготовленного 01.10.2014 Центробанком документа, владельцы полисов КАСКО также имеют право оформить незначительное ДТП без вызова инспектора. Раннее для получения выплаты по европротоколу, владельцу КАСКО требовалась справка о ДТП из ГИБДД.

Источник: https://osagoto.ru/pravilno-oformit-evroprotokol/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.