Действия при дтп возмещение ущерба

Содержание

Как возместить убыток после ДТП

Действия при дтп возмещение ущерба

05.02.2019 | 23729 просмотров

В среднем за год в аварии попадают более 1,6 миллиона российских водителей. Основной инструмент возмещения убытков — страховка. Альтернативный вариант — взыскивать компенсацию напрямую с виновника аварии. Рассмотрим, на какое возмещение можно рассчитывать и как правильно его получить.

Кто получает возмещение и в каком размере

Проще всего владельцу полиса каско: он может восстанавливать автомобиль за счет страховщика независимо от того, является ли он пострадавшей стороной в ДТП или сам виноват в аварии.

Страховая отремонтирует автомобиль и после стихийных бедствий или неправомерных действий третьих лиц, если соответствующие риски прописаны в договоре страхования.

Каско покрывает все расходы за вычетом франшизы (об этом — чуть ниже).

При отсутствии каско виновник аварии не получает ничего, а пострадавшая сторона имеет право возместить убыток по ОСАГО. Если авария оформляется с привлечением полиции, то максимальный размер компенсации по «автогражданке» — 400 000 руб.

При использовании европротокола лимит компенсации ограничен 100 000 рублей. На половину начисленного возмещения могут рассчитывать участники аварии, вина которых признана обоюдной.

Единственное условие для получения компенсации по ОСАГО — на автомобиль виновника ДТП должен быть оформлен действующий полис.

Если в ДТП пострадало несколько автомобилей, то для оформления выплаты по «автогражданке» участников нужно разбить на пары «виновник — потерпевший».

Причем в ситуации, когда столкнулись машины, стоявшие друг за другом, виновники и пострадавшие будут во всех парах разные.

А если один водитель не справился с управлением и помял несколько машин, то только он и будет виновником, а пострадавших — несколько. Для каждой пары оформляется отдельный страховой случай, а выплата рассчитывается по общим правилам.

Как происходит возмещение

Для оформления выплаты по ОСАГО нужно в течение пяти дней после происшествия обратиться в свою страховую либо в страховую виновника. О том, какой требуется пакет документов, обычно можно узнать на сайте компании или по телефону.

Для каско, как правило, требуется подтверждение факта наступления страхового случая от ГИБДД или МВД (хотя в договоре может быть указано, что, допустим, один кузовной элемент в год можно отремонтировать без справок).

Аналогичный документ потребуется и для получения возмещения по ОСАГО, если ущерб превышает 100 000 рублей или если в аварии участвовало более двух транспортных средств либо пострадало имущество третьих лиц. Если соблюдаются все условия европротокола, то достаточно заполненного участниками извещения о ДТП.

Причем с 2018 года даже не обязательно согласие обоих водителей с обстоятельствами ДТП. Свои разногласия они просто указывают на бланке.

Страховая компания может предоставить возмещение как в денежной форме, так и в виде направления на бесплатный ремонт.

Фактически это зависит от условий работы конкретного страховщика и мало зависит от желания клиента. Ремонт чаще всего предлагают в случае с каско.

Нужно просто доставить автомобиль в указанный сервис в назначенное время и забрать после выполнения всех работ. Оплату всех расходов произведет страховая компания.

Если выплата предполагается в денежной форме, то для расчета полагающейся суммы нужно будет предоставить автомобиль на экспертизу. Ее может провести сотрудник страховщика или независимая оценочная компания, у которой есть договоренности со страховой. На выплату возмещения у страховщика есть 20 дней (или 30 дней для выдачи направления на ремонт).

Если страховщик посчитает, что повреждения столь значительны, что автомобиль не подлежит восстановлению (ущерб — «тотал»), то по каско либо будет выплачена полная страховая и машина перейдет страховщику, либо — страховая сумма за вычетом остаточной стоимости машины, и тогда владелец оставляет автомобиль себе. Часто в договоре каско предусмотрена франшиза — определенная сумма ущерба, которую страховка не покрывает. Например, расходы в пределах 20 000 руб. оплачивает сам владелец. Если ущерб больше, то застрахованный получает всю сумму ущерба за вычетом франшизы.

Если страховая отказывает в выплате

Страховщик может отказать в выплате, если автовладелец нарушил условия договора или ДТП сопровождали нарушения водителя: он был пьян, скрылся с места аварии, у него не было действующих прав и т. п.

Другой частый повод в отказе — несоблюдение срока подачи документов (пять рабочих дней после ДТП), отсутствие документа, подтверждающего факт наступления страхового случая или непредоставление транспортного средства для осмотра.

Все эти условия отказа должны быть прописаны в договоре страхования, и если автовладелец считает, что он ничего не нарушил, то он может попробовать получить возмещение через суд.

Если страховая недоплатила

Такие случаи стали встречаться реже, поскольку все расчеты возмещения проводятся на основе единой методики и с применением единых ценовых справочников. В них учитывается и возраст автомобиля, и его пробег.

Если автовладельца не устраивает полученная сумма, он может запросить результаты осмотра и экспертизы и получить копии актов оценки ущерба. Если, по его мнению, недоплата составила 10% и более от реального ущерба, то можно требовать увеличения выплаты.

Сначала следует обратиться с требованием к страховой, а затем, при получении отказа, — в суд.

Бывают сложности, если то или иное повреждение не было вписано в извещение о ДТП и документы полиции (например, истинный масштаб ущерба обнаружился только при ремонте).

Важно на месте аварии проверять полноту перечисленных повреждений и при сомнениях указывать возможность «наличия скрытых повреждений».

Некоторые страховщики без проблем идут навстречу клиенту, если после ремонта застрахованный обращается с просьбой оплатить незамеченные ранее поломки (предоставив подтверждение из СТО).

Другие же требуют предоставлять доказательства с места аварии (фото- или видеосъемку), вносить изменение в извещение о ДТП и подписывать его у другого участника, просить сотрудников ГИБДД исправить информацию в протоколе и постановлении. Это все крайне сложно сделать, поскольку правки должны быть внесены во все экземпляры.

Еще один повод для снижения выплаты — исключение детали, по повреждению которой уже была начислена компенсация за предыдущее ДТП по этому договору страхования.

Чтобы избежать подобной ситуации, нужно после восстановления автомобиля предоставить его страховщику на осмотр.

Если этого не было сделано, то доказать причинение вреда в конкретном страховом случае можно, проведя независимую техническую экспертизу и предоставив ее результаты страховщику. Если он не согласится дополнить выплату, нужно обращаться в суд. 

Если восстановительный ремонт сделан некачественно

Все претензии по качеству ремонта нужно обязательно указать в акте приемки. Если ремонт был произведен по каско, то претензии следует адресовать либо страховщику, либо СТО (это зависит от условий договора). Чаще всего гарантии на выполненный ремонт даются на обычных условиях, а в случае их нарушения споры разрешаются на основе Закона о защите прав потребителей.

В случае с ОСАГО за все недочеты отвечает страховая компания, которая сама разбирается с исполнителем. Срок гарантии на ремонт — шесть месяцев (на работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — год).

Если работы по восстановлению проведены некачественно и ни страховщик, ни сервис не готовы устранять недочеты, нужно обращаться в суд.

Если реальный ущерб больше, чем лимит выплаты по страховке

При возмещении по каско подобное невозможно, поскольку такая страховка предполагает, что максимальная выплата равна полной стоимости автомобиля. Исключения бывают, но они оговорены заранее с автовладельцем, и тот не имеет права претендовать на большее по условиям договора.

В случае с ОСАГО и ДСАГО лимита действительно может не хватить на восстановление машины. В таком случае получить недостающее можно только с виновника аварии — страховая уже ни при чем. Сначала нужно попробовать договориться, а потом — через суд.

Если у виновника нет ОСАГО или полис поддельный

В последние годы из-за роста цен на страховку более 10% автовладельцев не оформляют ОСАГО вовсе или покупают поддельные полисы для «отмазки» от ГИБДД. Лучше сразу на месте ДТП пробить номер страховки виновника по базе Российского союза автостраховщиков.

Если ОСАГО нет, то возмещать причиненный вред будет виновник ДТП. Бывают случаи, когда он предлагает компенсировать все на месте или в самое ближайшее время, обеспечив залог, — и это идеальный вариант. Нужно лишь быть готовым к тому, что придется написать расписку об отсутствии к нему претензий.

А вот если у виновного водителя нет денег или он не признает себя виновным, то скорее всего придется решать дело как-то по-другому. Законный способ — через суд.

Но чтобы быть готовым подать иск, нужно получить с виновника максимум данных: паспорт, прописку или место регистрации, водительское удостоверение, номер мобильного (лучше сразу проверить), а также оформить аварию в ГИБДД.

Обращение в суд

Вне зависимости от того, с кого вы требуете возмещение — со страховой или с виновника ДТП, нужно соблюсти досудебный порядок решения споров, то есть сначала направить письменную претензию.

В ней должны быть перечислены все требования к будущему ответчику и приложены копии доказательств и основания требования, а также указан срок, отведенный для добровольного возмещения ущерба.

Если в предложенное время ничего не произошло, то придется обращаться в суд.

У пострадавшего автовладельца есть три года с момента аварии (или выявления нарушения по выплатам) на то, чтобы подать иск на виновника или страховую. В случае претензий по каско — два года.

Исковое заявление подается в районный суд общей гражданской юрисдикции по месту нахождения ответчика (виновника или страховой компании). В иске описываются все обстоятельства дела, начиная с ДТП и заканчивая отказом в выплате.

Иск должен быть подкреплен результатами независимой экспертизы или документально подтвержденными тратами на ремонт, актом осмотра автомобиля, заключением оценщика, а также доказательствами произошедшего страхового случая.

Сумма иска должна включать не только полноценное возмещение, но и компенсации всех затрат на экспертизу, эвакуатор, представителя (автоюриста, если он был), госпошлину, проценты за просрочку выплаты, штрафные санкции и возмещение морального вреда, утерю товарной стоимости (она не учитывается при иске к автостраховщику).

Если дело выиграно, то по окончании всего процесса (заседаний суда может быть несколько) судья выносит решение в пользу пострадавшего автовладельца с обязанностью ответчика возместить все его убытки. На основании этого решения возникает задолженность, которую виновник ДТП или страховщик гасят в добровольном порядке или по принуждению с соблюдением норм исполнительного производства.

Источник: https://www.drom.ru/info/misc/64160.html

Возмещение ущерба при ДТП: кто выплачивает потерпевшему

Действия при дтп возмещение ущерба

Возмещение ущерба при ДТП производится виновником, а если он застрахован – страховой компанией. Закон об ОСАГО облегчил жизнь автовладельцам, которые получили гарантию выплаты, если их машину ударили и повредили. Вред возмещается из фондов страховщика, которые заведомо больше, чем доходы виновника. Это избавляет виновника от долгов, а потерпевшего – от долгого ожидания.

Взыскание материального ущерба с виновника ДТП: в каких случаях платит виновный

Парадоксально, но особенно у опытных шофёров, никогда не допускавших аварий, после первого столкновения возникает вопрос: если я виновник ДТП, кто оплачивает ущерб потерпевшему?

Случаи возмещения ущерба при ДТП виновником закон определяет как общее правило: что не застраховано, то страховщиком не оплачивается. «По умолчанию» виновный водитель должен платить, но если у него есть полис, то ему придётся заплатить сверх той суммы, которую не покрыла страховка, а от остального он будет избавлен.

Ответственность за причинённый в аварии урон регулируется статьями ГК и профильного закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Урон оценивается независимым экспертом, который приводит методику расчёта и источник цен на детали и услуги. Страховщики ущерб от столкновения считают с учётом износа деталей: износ уменьшает цену.

Конституционный суд в 2017г. разрешил взыскивать с виновных разницу между деньгами, которые были перечислены за счёт страховой компании, и затратами на ремонт, которые были необходимы, но не оплачивались страховщиком из-за коэффициента износа авто и заменяемых деталей, который понижает страховую выплату.

Таким образом, у пострадавшего есть возможность запросить плату тремя различными способами:

  1. У страховой компании.
  2. У виновного.
  3. У обоих лиц.

Выбор, чей страховщик будет платить, принадлежит потерпевшему: он вправе подать заявление страховщику виновного, а может потребовать от своего прямого покрытия убытков. С 2017 года прямое перечисление действует и в тех ситуациях, если столкнулось более двух автомобилей.

Процедура возмещения ущерба ДТП в натуре – в виде ремонта стала основным видом возмещения с 2017г. Авторизованные центры выполняют ремонт по направлению страховщика, а уже им деньги перечисляются из компании. Исключение оставлено для иностранных туристов, поскольку у них нет времени для ожидания ремонта машины.

Такой же льготой пользуются и украинские шофёры из восточных районов Донецкой и Луганской области. Признание водительских удостоверений ДНР и ЛНР позволяет жителям Донецкой и Луганской областей получать страховку ОСАГО по данным документам.

Работа по возмещению ущерба после ДТП в виде ремонта проводится в срок не более месяца со дня передачи машины в ремонт.

Авария может привести к повреждению не только автомобиля, но и груза, и иного имущества. Гражданский кодекс требует от виновного возмещать убыток в полном объёме, но допускает и снижение ответственности, если виновный малообеспечен и не сможет расплатиться по долгу.

Эта норма, предусматривающая возможное уменьшение ответственности, носит характер защиты граждан от неблагоприятных обстоятельств, например, когда в результате аварии разбивается партия ценного алкоголя.

В свою очередь, перевозчик и отправитель должны помнить о том, что они могут взыскать не весь убыток, который понесли, и принимать меры предосторожности: страховать груз, помещать его в мягкую упаковку и т.п.

У водителей, которые ездят не имея договора ОСАГО, в ситуации столкновения не по их вине возникает вопрос: выплатит ли им деньги страховая компания нарушителя, если они сами как потерпевшие не имеют полиса? Ответ положительный: хотя езда без ОСАГО является административным правонарушением, она не лишает водителя права на компенсацию материального убытка.

Однако в этой ситуации водитель без полиса не сможет получить прямую оплату от своего страховщика, а будет вынужден обращаться к компании нарушителя.



Возмещение морального вреда

Как уже было сказано выше, оплата сверх страховой суммы законом не предусмотрена, поэтому если повреждения машины оказались дороже 400 тысяч рублей (на 2018г.), разницу виновник будет платить из своего кармана, если у него нет покрытия ДСАГО. Но дорожное происшествие способно принести не только материальный убыток.

Если люди не пострадали, но опоздали из-за аварии на самолёт и лишились отдыха, они вправе взыскать компенсацию стоимости пропавшей путёвки и моральный осадок от испорченного отпуска.

В случае, если столкновение закончилось трагически, и виновник понёс уголовную ответственность, родственники погибшего также могут предъявить ему гражданский иск. Он подаётся в рамках уголовного дела, и ещё до направления дела в суд потерпевшие могут ходатайствовать перед следователем о наложении ареста на имущество обвиняемого.

Необходимо отметить, что российские суды к требованиям компенсации морального страдания подходят достаточно скептически и не удовлетворяют требования на большие суммы, кроме гражданских исков в рамках уголовного дела с гибелью людей.

Удовлетворённые исковые требования о компенсации морального страдания можно расположить от большего к меньшему следующим образом:

  • требования родственников погибшего;
  • претензии травмированных;
  • компенсация за сорванные отпуск, отдых;
  • иные требования.

Так, например, в 2015г. по приговору Кромского районного суда в отношении гражданина Ефимова, осуждённого за аварию с гибелью женщины, на преступника была возложена обязанность выплатить трём родственникам женщины по миллиону рублей. Приговор был обжалован, но Курский областной суд оставил взысканную сумму без изменения.

Для сравнения: Миякинский районный суд в 2019 г. взыскал с гражданина Султанова за тяжкий урон здоровью потерпевшего компенсацию в сумме 50 тысяч рублей.

Оценка морального урона всегда остаётся условной величиной, потому что вернуть погибшего невозможно никакими деньгами. Предполагается, что на полученные деньги потерпевший сможет наладить свою жизнь и постепенно пережить стресс.

В уголовном процессе по делам о дорожных происшествиях адвокаты советуют подзащитным по возможности полно удовлетворять требования потерпевших, поскольку заглаживание вреда является смягчающим обстоятельством и помогает избежать колонии.

Возмещение вреда здоровью при ДТП

Лёгкий и средний вред здоровью влечёт ответственность по КоАП, тяжкий – по УК. Судебный акт, в котором установлен факт вреда здоровью, будет обязательную силу для суда при рассмотрении дела о компенсации потерь. В административном деле виновность влечёт штраф, а в гражданском – выплату компенсации потерпевшему.

Максимальный размер выплаты установлен в законе: 400 тысяч за повреждение машины и 500 тысяч за вред здоровью и жизни.

В случае возбуждения уголовного дела по ст.264 УК РФ стоимость медицинской помощи может быть взыскана с виновного. Взыскателем в таких случаях выступает страховая организация, которая возмещала больнице расходы по ОМС. Если пострадавший лечился за государственный счёт, заявление в интересах государства предъявляет прокурор.

Если вопрос о размере вреда не рассматривался параллельно с производством по УК или КоАП, то к исковому заявлению нужно приложить соответствующий судебный акт, в котором будут изложены обстоятельства.

Право на оплату урона здоровью имеют:

  • потерпевший, который был вынужден лечиться за свой счёт;
  • страховая, оплатившая лечение;
  • государство, оказавшее бесплатную экстренную помощь.

В случае очень высоких расходов на лечение ответчик может их оспорить, если докажет, что они не были необходимыми.

После вынесения судебного решения и получения исполнительного листа из-за недостатка доходов у должника или их сокрытия взыскание может затягиваться. В этом случае можно подать ходатайство об индексации присуждённой выплаты.

Исковое заявление о возмещении ущерба при ДТП

Автострахование считается убыточным, и компании стараются по возможности не выплачивать всю заявленную пострадавшим сумму. Даже «Росгосстрах» отказывал в выплатах и был регулярным ответчиком в судах. Например, в апелляционной инстанции Санкт-Петербургского городского суда в 2018 году каждый месяц рассматривалось несколько требований к «Росгосстраху».

Досудебный претензионный порядок по страховым спорам не является обязательным, но желательно пройти и стадию направления досудебной претензии. Если ответчик просрочивает выплату, на задержанную сумму начисляется пеня. К иску нужно приложить расчёт взыскиваемой суммы, в котором складывается урон, проценты, оценка нематериального урона.

Истец вправе требовать оплату судебных расходов, возместить оплату работы юриста, компенсировать расходы на экспертизу, но эти расходы не входят в цену иска. К судебным расходам также относится госпошлина, которую платит истец; но если иск подаётся к организации и требуется сумма меньше миллиона рублей, то по закону «О защите прав потребителей» такой иск госпошлиной не облагается.

Гражданский кодекс содержит правило о том, что срок исковой давности равен трём годам, но для страховых споров исковая давность снижена до двух лет. Если страхователь подал страховому агенту недостоверные документы, например, талон техосмотра, страховая вправе выдвинуть встречный иск о признании договора ничтожным.

В шапке искового заявления следует указать:

  1. Наименование суда.
  2. Наименование истца и ответчика с адресами.
  3. Цену иска.

Если иск подаётся к физическому лицу и не подпадает под действие закона «О защите прав потребителей», сразу же после цены иска указывается госпошлина (её можно посчитать при помощи калькулятора на сайте суда). Под наименованием суда подразумевается название районного/городского суда (например: «Приокский районный суд Нижнего Новгорода») или участок мирового судьи (для исков до 50 тысяч рублей).

Иск или соглашение о возмещении

В калькулятор страховки закладывается статистика аварий: виноватая сторона ухудшает коэффициент аварийности и в следующий год ей придётся заплатить взнос в большем размере. Этот коэффициент «бонус-малус» (латинское: «хороший-плохой») сокращённо называется КБМ и является ключевым при расчёте страховой премии.

Полис ОСАГО является обязательным документом для управления автомобилем. Автовладельцам можно дать совет: застраховывать ответственность всех членов семьи, которые водят семейную машину, даже если кто-то делает это пару раз в год.

Стоимость полиса закладывается в ежегодные автомобильные расходы, она сравнительно невелика, но может по-настоящему выручить в случае аварии.

Своего работника может застраховать работодатель: полис будет действовать несмотря на то, что страхователь и водитель разные лица.

Начало действия страхового договора устанавливается следующим днём после оплаты взноса: если полис оплачен 31 января, то договор страхования действует с 1 февраля.

Договор в электронном виде может быть распечатан в нескольких экземплярах, чтобы не восстанавливать, если один затеряется, будет украден из салона или обветшает. Чек об оплате в безналичном порядке подтверждает факт заключения договора.

В простых ситуациях используется европротокол, но для этого должен отсутствовать вред здоровью людей (включая пешеходов) и пострадали только два застрахованных автомобиля. Если пострадали два автомобиля, но застрахована только ответственность нарушителя, его СК всё равно выплатит деньги потерпевшему. Когда вина очевидна, а вмятины невелики, можно заполнить бланк и отослать его страховщикам.

Бланки для европротокола должны прилагаться к полису ОСАГО, но не все агенты их выдают, поэтому их можно найти на официальном сайте РСА и распечатать, чтобы они всегда лежали в салоне.

В бланке извещения есть условные изображения легковушки, грузовика и мотоцикла; место повреждения указывается стрелкой. В поле на обороте бланка обязательно указать обстоятельства дорожного происшествия. Предполагается, что шофёр ведёт себя должным образом: находится в трезвом состоянии; отметка об этом делается в специальном поле.

В случае, если не удалось подписать европротокол, нужно не уезжать с места аварии и дождаться приезда патруля ГИБДД. Даже если две машины встали в транспортном потоке, лучше выждать полчаса, чтобы доехал патруль и сфотографировал положение машин; это не даст страховой оснований взыскивать убыток в порядке регресса.

Спорная ситуация: кто возмещает ущерб при ДТП виновник или страховая компания, возникает при ненадлежащем оформлении документов.

Если водитель забыл уведомить организацию о произошедшем, это может выступить основанием для отказа в выплате. Организация при этом сошлётся на «Правила ОСАГО» от 2014г.

, согласно которым водители должны сообщать о столкновении в свои страховые организации в течение пяти рабочих дней с того дня, как оно случилось.

Если у кого-то из шофёров есть номер так называемого «аварийного комиссара», желательно вызвать его к месту происшествия.

При обоюдной вине разумнее всего заключить на месте соглашение о взаимном отказе от претензий. Таким образом водители избегают повышения стоимости полиса из-за увеличения коэффициента КБМ.

Если неясен размер урона (больше или меньше верхней границы для европротокола), лучше вызвать ГИБДД. С 1 июня 2018г. максимальная выплата по европротоколу поднята с 50 до 100 тысяч рублей.

В зависимости от сложности ситуации можно рекомендовать водителям следующие варианты действий:

  • урон минимален – расчёт на месте с сохранением КБМ;
  • не очень велик – оформление европротокола;
  • чувствителен – вызов аварийного комиссара;
  • вблизи или свыше 100 тысяч рублей – вызов ГИБДД.

После того, как в первом варианте потерпевший автовладелец получает деньги на покраску автомобиля или замену пострадавшего элемента, виновный шофёр вправе получить расписку о том, что потери возмещены, и потерпевший претензий не имеет. Интересы страховой компании при этом не страдают, т.к. она не выплачивает компенсацию.

Подача искового заявления оставляет истцу и ответчику право заключить мировое соглашение в суде.

Зачастую мировое соглашение – это оптимальный способ уменьшить судебные риски, избежать расходов на экспертизу, рецензию и т.п. При многомесячном рассмотрении дела в суде и гонорары адвокатам неизбежно растут.

При наличии возможностей в семейном бюджете хорошим дополнением к ОСАГО выступают ДСАГО и КАСКО.

Источник: https://avtoved.com/dtp/vyplaty/vozmeschenie-uscherba

Порядок возмещения ущерба при ДТП: помощь адвоката

Действия при дтп возмещение ущерба

   Возмещение ущерба ДТП требует профессионального подхода и комплексного решения проблемы.

ВНИМАНИЕ: наш страховой автоюрист составит отзыв на иск о возмещении ущерба при ДТП, поможет даже в самой сложной ситуации и будет представлять Ваши интересы в суде.

Порядок возмещения ущерба при ДТП

   Оформление на месте ДТП. Существуют два способа фиксации произошедшей аварии – самостоятельно и посредством сотрудников ГИБДД. Выбор конкретного вида оформления зависит от наличия спора о виновнике, суммы ущерба, количестве транспортных средств и т.д.

   В первой случае помимо Европротокола важно также производить фото-фиксацию. При этом, снимки обязательно должны иметь привязку к ориентирам – номер дома. Название улицы и т.п.

  1. Оформление в ГИБДД. После подготовки протокола самими участниками происшествия или сотрудниками ГАИ следует получить соответствующее постановление по административному делу.
  2. Обращение в страховую. Для полиса КАСКО виновник ДТП не важен. В то время как возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО ключевым является наличие страховки у виновника. При этом, закон предоставляет на выбор – обратиться в «свою» страховую или в компанию виновника.

   Итоговым документом после последовательного выполнения рассмотренных действий является решение страховой компании о выплате.

Претензия о возмещении ущерба ДТП

   С любым решением (недостаточная сумма выплаты или полный отказ) страховой потребитель вправе не согласиться и направить претензию о возмещении ущерба ДТП.

   Правильно подготовленная претензия уже на данной стадии поможет добиться мирового соглашения о возмещении ущерба при ДТП.

Поскольку сама претензия является своего рода предсудебной подготовкой – она должна быть направлена исключительно по юридическому адресу компании.

Сама претензия должна содержать конкретные (безальтернативные) требования в зависимости от полиса ОСАГО либо КАСКО, правил страхования и закона.

    Приложением претензии обязательно должны быть материалы, ранее не представляемые в организацию. Например, заключение оценщика о стоимости восстановительного ремонта.

   Также в рамках претензионного порядка следует предоставить реальную возможность удовлетворить требования потребителя, приложив банковские реквизиты для перечисления денежных средств. В случае отказа страховой возмещать ущерб по претензии, следует подготовить исковое заявление о возмещении материального ущерба ДТП.

Как составить исковое заявление о возмещении ущерба ДТП?

   Обратите внимание на следующее при составлении заявления в суд:

  1. Подсудность. Иск можно подать по месту нахождения заявителя либо страховой компании. Кроме того, исходя из размера требований необходимо установить компетенцию мирового или районного судьи по данному делу.
  2. Стороны по делу. Требования о взыскании денег предъявляются также к страховой. При этом, в случае превышения допустимого размера возмещения, соответчиком необходимо указать виновника аварии. Также к только к виновнику может быть предъявлено требование о компенсации нравственных страданий от аварии. Кроме того, к участию вне зависимости от размера ущерба следует привлечь всех участников ДТП и их страховые компании.
  3. Описательная часть. В данной части можно основываться на уже готовой претензии, в которой все необходимые факты уже изложены.
  4. Приложения к иску. В сравнении с претензией, к заявлению в суд следует приложить все материалы, относящиеся к ДТП, в том числе саму претензию. Для каждого участника процесса следует сформировать полный пакет документов – точно такой же, как предназначенный для суда.
  5. Дополнительные требования иска. На основании отказа возмещать ущерб добровольно потребитель вправе требовать компенсацию морального вреда, неустойку за каждый день и пятидесяти-процентный штраф. Нарушение приведенных прав подготовки и подачи заявления влечет отказ в рассмотрении иска судом.

Важно: обратиться в суд можно только один раз. Все доказательства должны быть в первом суде.

Что делать, если у виновника нет ОСАГО?

Отсутствие страховки у причинителя вреда на самом деле не так страшно.

   Возмещение ущерба при ДТП, если у виновника нет страховки также возможно. Порядок взыскания по своей сути аналогичен вышерассмотренному процессу получения возмещения со страховой.

   Предварительно также следует начать с претензии. В случае ее отклонения защита прав происходит в судебном порядке. Отличием от спора со страховой является невозможность подачи иска по своему месту жительства и необходимостью предварительной оплаты госпошлины.

Важно: все траты по рассмотрению дела в суде взыскиваются с проигравшей стороны.

   Дополнительным доказательством в суде именно по спору с виновником послужит расписка при ДТП о возмещении ущерба, в которой виновник признает необходимость выплаты. Рекомендуется уже на первом этапе (оформление на месте ДТП) запастись таким доказательством.

Источник: https://katsaylidi.ru/article/vozmeschenie-uscherba-dtp

Ущерб при ДТП: виды вреда, причиняемого в дорожно-транспортном происшествии

Действия при дтп возмещение ущерба

Знание и понимание сути и структуры вреда, причиняемого при ДТП, дают возможность потерпевшим требовать и добиваться его полного возмещения и компенсации.

Из определения термина «дорожно-транспортное происшествие», закрепленного ПДД РФ, выделяют ряд характеризующих его признаков, важнейшим из которых является наступление вредоносных последствий.

Вред причиняемый в результате ДТП проявляется в повреждении транспортных средств, сооружений, грузов, иных предметов, представляющих материальную ценность. Нередко в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и страдают люди.

Все эти последствия определяются единым понятием – «ущерб при ДТП».

статьи:

Материальный ущерб при ДТП

Материальный вред (ущерб) связан с лишением или повреждением имущества, иных материальных благ и выражается в денежной сумме.

Применительно к дорожно-транспортным происшествиям вредоносные воздействия направлены на повреждения транспортных средств, перевозимые ими грузы, личные вещи, принадлежащие пассажирам, водителям, пешеходам.

Нередко в ДТП подлежат повреждению сооружения (объекты дорожной сети и инфраструктуры, дома, ограждения и прочее).

Материальный ущерб, за немногими исключениями, определенными в законе «Об ОСАГО», относится к категории страхового и подлежит возмещению потерпевшим в пределах 400000 рублей, страховыми компаниями(страховщиками), в порядке и на условиях, предусмотренными законодательством об обязательном страховании и правилами страхования.

Также этот вид ущерба подлежит возмещению по договорам комплексного автострахования – КАСКО, согласно правил и условий, определенных страхователями и страховщиками при их заключении. В отличие от страховых случаев по ОСАГО, страховщики по КАСКО возмещают материальный ущерб только страхователям – держателям страховых полисов, вне зависимости от их вины.

Материальный ущерб при ДТП можно условно разделить на три вида:

  • реальный ущерб, который заключается в утрате или повреждении имущества;
  • расходы, которые уже произведены потерпевшим или будут произведены им в будущем, для восстановления поврежденного имущества в доаварийное состояние;
  • упущенная выгода, то есть неполученные доходы, которые мог бы получить потерпевший, при обычных условиях, если бы его право не было нарушено.

Чтобы разобраться с приведенными теоретическими выкладками, приведем простой пример и назовём всё своими «именами».

В ходе дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине дорожной службы, произошло опрокидывание легкового автомобиля – такси, используемого собственником для осуществления пассажирских перевозок. Собственнику транспортного средства был причинен реальный ущерб от повреждения принадлежащего ему автомобиля.

Если автомобиль не будет ремонтироваться, то сумма реального ущерба составит разницу между рыночной ценой аналогичного автомобиля и его продажной стоимостью в поврежденном состоянии.

Если собственник автомобиля сочтёт возможным и необходимым произвести его ремонт, то затраты на его восстановление будут относится к восстановительным расходам.

Нахождение автомобиля на ремонте, безусловно, влечёт для его владельца невозможность эксплуатации и использования в пассажирских перевозках такси, а значит и упущенную выгоду размер которой будет определяться, как произведение дней ремонта на среднесуточную выручку от перевозок такси.

В соответствии с действующим законодательством ущерб, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, то есть материальный ущерб, подлежит возмещению в полном объёме (статья 1064 ГК РФ).

Таким образом, при решении вопросов, касающихся возмещения материального ущерба, причиненного при ДТП, всегда является важным правильное и точное определение размера и стоимости причиненного имущественного вреда. Решением этих вопросов занимаются специально подготовленные и квалифицированные оценщики (независимые эксперты).  

Физический вред здоровью при ДТП

Разновидностью вреда при ДТП является так называемый физический вред, который выражается в причинении вреда жизни и здоровью лица.

Большинство вопросов, касающихся возмещения рассматриваемого вида вреда, регулируется главой 59 ГК РФ, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.

2010 N 1 “О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина”, законодательством об ОСАГО.

Физический вред при ДТП относится к категории страхового и подлежит возмещению потерпевшим в пределах 500000 рублей, страховыми компаниями (страховщиками), в порядке и на условиях, предусмотренными законодательством об обязательном страховании и правилами страхования.

При причинении человеку увечья или ином повреждении его здоровья в результате ДТП, размер страховой выплаты определяется в соответствии с Правилами расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.02.2015 г. № 150. Суть действующего порядка расчёта размера страховых выплат сводится к определению фиксированного процента от страховой суммы за конкретное телесное повреждение, включенное в утвержденный нормативным актом перечень.

Если же страховая выплата не покрывает причинённый лицу физический ущерб, к которому согласно статьи 1085 ГК РФ относится: утраченный потерпевшим заработок (доход), который потерпевший имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение, то страховщик обязан произвести дополнительную выплату в пределах страховой суммы – 500000 рублей.

Недостающую часть, превышающую указанную страховую сумму, потерпевший вправе взыскать с причинителя вреда либо иного лица, ответственного за его действия.

Моральный вред при ДТП

Моральный вред, причиняемый в результате дорожно-транспортного происшествия, по своей сути, представляет нравственные и (или) физические страдания, от вредоносных последствий дорожной аварии. Объектами, которым причиняется вред являются жизнь, здоровье потерпевшего, а также принадлежащие гражданину имущественные права.

Примерами морального вреда являются нравственные переживания в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать полноценную активную жизнь, потерей работы, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненными в ДТП телесными повреждениями или иным расстройством здоровья, наступившим в результате перенесенных нравственных страданий. Разумеется, все перечисленные последствия должны состоять в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием.

Действующее законодательство предусматривает возможность компенсации морального вреда при нарушении страховыми компаниями прав потребителей страховых услуг по договорам страхования ОСАГО и КАСКО.

Обычно такие нарушения проявляются в несоблюдении сроков, порядка и размеров страховых выплат при наступлении страховых случаев.

Нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы компенсации морального вреда гражданам – потребителям, пострадавшим от последствий ДТП, включает в себя нормы Гражданского кодекса РФ, закона РФ «О защите прав потребителей», закона РФ «Об ОСАГО».    

В соответствии с действующим законодательством, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации определяется потерпевшим.

При определении суммы денежной компенсации, вытекающей из причинения вреда жизни и (или) здоровью потерпевшие должны исходить из:

  • степени тяжести причиненных физических и нравственных страданий;
  • характера и длительности лечения;
  • медицинских показаний о необходимости посттравматической реабилитации;
  • индивидуальных особенностей потерпевшего и (или) его близких родственников (при компенсации морального вреда, причиненного смертью потерпевшего (пол, возраст, семейное положение, профессиональная подготовка, наличие детей на иждивении и пр.);
  • степени вины, как причинителя вреда, так и самого потерпевшего в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда;
  • обстоятельств ДТП;
  • поведения причинителя вреда или лица, ответственного за причиненный вред, как после происшествия, так и в ходе расследования и рассмотрения дела о ДТП;
  • иных обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.

Твёрдым и надёжным ориентиром для потерпевших при определении ими сумм требуемой компенсации является судебная практика по делам о взыскании и возмещении компенсации морального вреда (ущерба) при ДТП.  

Следует знать, что окончательное решение вопросов, касающихся денежной компенсации морального ущерба, является компетенцией суда и осуществляется в порядке искового производства.

Рекомендуемая статья по теме:

  • Как взыскать ущерб с виновника ДТП

Источник: https://femida-info.ru/konsultatsiya/avtomobilnoe-pravo/91-ushcherb-pri-dtp-vidy-vreda-prichinyaemogo-v-dorozhno-transportnom-proisshestvii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.